Найти тему
Convert Monster Blog

Почему на удаленке падает продуктивность менеджеров и как ее вернуть

Оглавление

Для многих этот карантин стал первым опытом удаленной работы. И сотрудники начали совершать типичные ошибки новичка-удаленщика. Рассмотрим негативный сценарий: кто-то параллельно работе занимается домашними делами и смотрит сериалы, а кто-то не может установить программы без помощи сисадмина. И вот уже показатели отдела просаживаются до исторического минимума. Как вернуть высокие показатели для удаленной команды?

1. Нерабочая обстановка

Люди, у которых нет опыта удаленной работы, не знают, как организовать день продуктивно. Человек может быть продуктивным в офисе, но дома поддаться на банальнейший соблазн: включить на фоне сериал и «залипнуть». Помогите сотрудникам самоорганизоваться, составьте общий регламент и убедитесь, что все его прочитали.

Например, в Ringostat взяли за основу правило: не заниматься дома тем, чего бы не делал в кабинете. При этом у каждого запрета и рекомендации есть обоснование, как то или иное действие влияет на продуктивность. Да, возможно, никто не узнает, что менеджер полчаса проговорил по телефону с другом. Но в регламенте есть четкий запрет на это, и человек понимает, что таким разговором вредит своему отделу и компании. Для ответственных людей этого понимания достаточно.

Составьте также инструкции на случай форс-мажоров вроде отключения света или поломки компьютера. Если какая-то ситуация помешала хотя бы двоим, пишите план действий для остальных на аналогичный случай. Имея четкий алгоритм, вы сэкономите время руководителей на «тушение пожаров».

-2

Если вы планируете внедрять новые инструменты, выбирайте облачные решения, которые не придется устанавливать. Так вы избежите технических проблем из-за различий компьютеров сотрудников. Для большинства сервисов сейчас достаточно просто браузера. 

2. Нехватка общения с коллегами

При переходе на удаленку одними из первых страдают внутренние коммуникации. Уже не уточнишь детали проекта у коллеги в обед и не решишь по-быстрому вопрос в курилке. Возникает много новых проблем с общением, которые можно объединить в три большие группы.

  • Несовпадение каналов связи. Один привык общаться в мессенджерах и не проверяет почту, другой привык писать письма и отключает мессенджеры. Эти двое работают над одним проектом, но ни о чем не могут договориться — неприятная ситуация, которая может привести к убыткам компании. Регламентируйте общение: выберите основной рабочий мессенджер и задайте обязательную частоту проверки почты, чтобы избежать таких ситуаций.
  • Недопонимание. Даже запятая может в корне поменять суть предложения, но далеко не все знают, где их нужно ставить. У нас действует правило: если двое не могут договориться о задаче за два сообщения, нужно созвониться. Работает идеально, рекомендуем.
  • Испорченный телефон. Возникают ситуации, когда человек мечется между коллегами, пересказывая каждому, о чем договорился с другими. На удаленке такой формат переговоров съест даже больше времени чем в офисе. Поэтому создайте инструкцию, как делать групповой чат и как добавлять адреса в копию писем, чтобы сотрудники не тратили время впустую.

Еще один важный момент для предотвращения всех этих проблем — ежедневные видеосозвоны. Утром каждый рассказывает, что сделал вчера, и что собирается делать сегодня. Так коллеги будут знать о планах друг друга, и смогут синхронизироваться. Первый месяц карантина мы встречались по утрам в Hangouts. Но в последнее время столкнулись с ошибкой — подключиться к разговору получалось только с 2-3 раза. Сейчас выбираем другой сервис.

-3

3. Расфокусировка внимания

Менеджер по продажам постоянно находится в режиме многозадачности. Задания прилетают со всех сторон и все они срочные, ведь касаются клиентов. Люди физически не могут держать в голове все необходимые дела. Поэтому внедрите единую систему постановки задач.

Обычно отделы продаж для этого используют CRM — системы управления взаимоотношениями с клиентами. В числе прочего в них ведется учет всех переговоров и достигнутых договоренностей.

-4

Допустим, потенциальный покупатель попросил перезвонить ему через две недели. В обычной компании менеджер запишет это в блокноте и за две недели забудет, что запись нужно было посмотреть. Вспомнит уже перед ежемесячным отчетом, перезвонит, но клиент уже ушел к конкурентам.

В то же время в компании с CRM, менеджер внесет договоренность в программу, и в нужное время увидит автоматическое напоминание. Более того, при интеграции CRM с телефонией, он сможет прослушать запись звонка с клиентом, лучше подготовится к разговору и повысить шансы закрыть сделку.

То же самое и с рутинными задачами. Не перезвонил сразу по пропущенному, а потом забыл, что вообще надо было перезванивать. Такой банальной потери лида не случится при интеграции CRM и телефонии. Например, при интеграции с Ringostat, после пропущенного звонка на менеджера автоматически ставится задача «перезвонить» с четким дедлайном.

-5

4. Сложности в общении с клиентами

Этот пункт перекликается с двумя предыдущими, но он крайне важен, и на нем нужно сделать отдельный акцент. Во время кризиса конкуренция обостряется и отличный сервис может стать преимуществом над менее организованными игроками.

Слушайте записи звонков в виртуальной АТС. Обращайте внимание на нетипично длинные и короткие звонки, а также выборочно проверяйте обычные разговоры. Так вы сможете исправить ошибки в общении менеджеров с клиентами еще до того, как неправильный подход войдет в привычку. Ну а самые успешные разговоры можно использовать для совершенствования скриптов.

-6

Контролируйте количество пропущенных звонков. Если менеджер пропускает дома больше звонков, чем в офисе — это плохой знак и повод обсудить с ним продуктивность лично. Также стоит использовать программы, которые помогают уменьшить число пропущенных. Например, мы используем приложение Ringostat Smart Phone для обработки звонков в браузере Google Chrome, которое открывает всплывающее окно при входящем звонке. 

-7

Следите за временем работы. Сейчас в онлайн приходят люди, которые ранее не совершали покупок в сети. Они ведут себя не так, как опытные онлайн-покупатели, и под это поведение нужно подстроиться. Да и распорядок дня постоянных клиентов сейчас поменялся. Проверьте, стали ли клиенты звонить раньше или позже, как сдвинулись пиковые часы, и откорректируйте смены под эти изменения. Это легко сделать, если для связи вы используете сервис, в котором есть отчет по распределению звонков по дням недели и времени суток.

-8

5. Возможность обмануть систему

Поведенческая экономика учит, что люди приукрашивают свои достижения, когда их слова невозможно проверить. Чтобы не искушать сотрудников, введите четкую единую систему контроля.

Например, мы используем Yaware — сервис, который отслеживает активность компьютера. Он показывает, сколько времени человек пользовался той или иной программой и сайтом. Работник не будут смотреть развлекательный контент, если знает, что сервис расскажет о каждом просмотре руководителю.

Еще один важный момент — сместите фокус с процессов на результаты. Процесс «готовился к разговору» важен, но сейчас куда важнее его результат, в формате «договорился с клиентом о». В отделе продаж роль такой ориентированной на результат системы может выполнять CRM. Смотрите отчеты в разрезе выполненных задач, чтобы видеть, что продуктивного сделали менеджеры за день. 

А чтобы эти данные невозможно было подтасовать, интегрируйте CRM со всеми каналами общения с клиентами. Например, при интеграции CRM с телефонией, в нее будут автоматически попадать записи звонков, так что руководитель сможет проверить историю по каждому клиенту.

6. Объективные причины

Сейчас как никогда личные проблемы сотрудников будут влиять на их работу, и это важно учитывать. Совсем недавно менеджер отвозил детей в садик, приезжал в офис и спокойно работал над своими задачами. Теперь же приходится отвлекаться на каждое «мам, пап, смотрите, как я могу!», ведь каждое новое «могу» может оказаться опасным. 

Можно купить такому сотруднику хорошую гарнитуру, которая не пропускает внешние шумы и подавляет фоновые звуки в микрофоне. Они пригодятся потом и для работы в офисе. Но когда человека намеренно отвлекают, он будет отвлекаться. 

Если в офисе менеджер работал эффективно, но сейчас «просел», уточните сперва, все ли у человека в порядке. Возможно, он в безвыходной ситуации из-за домашних. Например, больных родственников или детей. Обсудите с ним, как лучше построить работу. Возможно, менеджер сможет эффективно работать рано утром или наоборот в позднюю вечернюю смену. 

Если это не нарушает законодательство вашей страны, обеспечьте доступ в офис тем, кто не может работать дома. В крайнем случае, попросите живущих по соседству сотрудников обеспечить место «коворкеру». 

Вывод

  • Эффективность удаленных сотрудников падает из-за отсутствия опыта удаленной работы. Составьте подробные инструкции, чтобы люди знали об основных соблазнах и не совершали типичных ошибок.
  • Регламентируйте внутренние коммуникации, чтобы все общались по одним каналам связи и не теряли контакта.
  • Создайте единую систему постановки задач, чтобы менеджеры не забывали о договоренностях. В отделе продаж эту функцию обычно выполняет CRM, куда вносится вся информация о переговорах с клиентами.
  • Контролируйте общение с клиентами, чтобы выделиться на фоне конкурентов отличным сервисом. Также отслеживайте изменения в поведении покупателей, чтобы подстроиться под них и не терять лидов.
  • Некоторые будут пытаться обмануть системы контроля. Без злого умысла и желания навредить компании, а просто потому что могут. Максимально автоматизируйте работу и системы отчетности, чтобы уменьшить поле для таких «хитростей».
  • Некоторые сотрудники станут менее продуктивными по внешним причинам, на которые не могут повлиять. Разбирайте каждый случай просадки эффективности индивидуально, чтобы не сократить сгоряча ключевых специалистов.