Мы уже писали об известном советском летчике Павле Рычагове. Он высказал свое мнение на совещании политбюро ЦК (обвинил в Сталина в неудачах авиации). Случайно или нет, но после этого его арестовали, и без суда по личному распоряжению Берии (которое не могло быть не одобрено лично Сталиным) приговорили к "высшей мере социальной справедливости" (так они это называли).
Вместе с ним бессудной расправе подверглась и его жена Мария Нестеренко. Берия так и написал "будучи любимой женой Рычагова не могла не знать об изменнической деятельности Рычагова". По сути обвинялась она в "недоносительстве". (Сканы документов на сайте "Бессмертный барак", статья "Король и Королева воздуха")
В прошлый раз мы рассказали, кем был Рычагов. Но несправедливо мало времени уделили его жене. У этой храброй женщины своя судьба.
Нельзя сказать, что она добилась всего благодаря покровительству своего мужа, так как на момент знакомства с ним она уже была помощником командира эскадрильи. А сам Рычагов попал на высшие должности только в 1940 году.
Мария родилась недалеко от Харькова в 1910 году в Российской Империи. Поступила в школу фабрично-заводского ученичества где проявляла себя активной спортсменкой, участвовала в общественной жизни. После школы пошла работать на завод.
Однако стать простой "рабочей" ей было не суждено. Она выбрала еще более "мужскую" специальность - летчица. В 1933 году она закончила военную школу летчиков став летчиком-истребителем.
Муж Павел Рычагов изначально был ее однополчанином. Мария проводила общественную работу в Киеве, где и вышла за него замуж.
В 1940 году совершила беспересадочный полет в составе женского экипажа (три человека). За 22,5 часа летчицы преодолели 7000 километров и приземлились в Кировской области.
Великолепные летные навыки и умение руководить личным составом делали свое дело и она собственными силами продвигалась по службе. Заслужила Орден Красной Звезды и Трудового Красного знамени.
В 1941 году Рычагова по надуманному обвинению задержали. Через два дня пришли и за ней. Никакого справедливого разбирательства не было. Генерал-лейтенант Влодзимирский в 1953 году рассказал, что они должны были сломить Рычагова, чтобы тот оклеветал себя. Но им не удалось сломить храброго русского летчика. Тогда при одобрении Берии решили просто без суда вынести ему приговор.
Мария Нестеренко была вместе с мужем в последние мгновения. Чекисты решили, что она тоже виновата, поскольку была его "любимой женой".
Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые статьи и ставьте нравится.