За годы экономического роста, оборвавшегося с началом пандемии коронавируса, ведущие американские корпорации в стремлении угодить акционерам накопили триллионы долларов долга. Теперь им остается надеяться лишь на помощь государства.
Когда в декабре 2013 года у штурвала American Airlines встал гендиректор Даг Паркер, будущее авиаперевозчика казалось безоблачным. До того момента управленец руководил US Airways, которая, согласившись на слияние с обанкротившейся American Airlines, вышла в лидеры рынка пассажирских авиаперевозок США. В стране появилась новая почти не обремененная долгами компания, у которой на внутреннем рынке оставалось всего трое сходных по масштабу бизнеса конкурентов.
Когда в декабре 2013 года у штурвала American Airlines встал гендиректор Даг Паркер, будущее авиаперевозчика казалось безоблачным. До того момента управленец руководил US Airways, которая, согласившись на слияние с обанкротившейся American Airlines, вышла в лидеры рынка пассажирских авиаперевозок США. В стране появилась новая почти не обремененная долгами компания, у которой на внутреннем рынке оставалось всего трое сходных по масштабу бизнеса конкурентов.
Крутое пике
Финансовый кризис остался далеко позади, экономика набирала обороты, и для пассажирских перевозок, казалось, наступал новый золотой век. Компании вроде American Airlines к тому времени в совершенстве освоили науку динамического ценообразования: на каждом рейсе почти все места в салоне были заняты, благодаря чему бизнес был максимально прибыльным и рентабельным. С нетерпением ожидая эры «новых American Airlines» к началу 2014 года, Паркер стремился угодить финансистам Уолл-Стрит. В ходе одного звонка с инвесторами он даже говорил: «Заверяю вас: все, что мы делаем, направлено на извлечение максимальной прибыли для наших акционеров».
В следующие шесть лет Паркер активно привлекал заемные средства. К рынку капитала компания обращалась в общей сложности не менее 18 раз и таким образом получила в долг $25 млрд. Гендиректор тратил деньги на покупку новых самолетов, а также, к примеру, на выполнение обязательств по пенсионному обеспечению. Целый ряд пассажирских сборов — за дополнительный багаж, большее пространство для ног, закуски, напитки на борту и многое другое — помог перевозчику получить совокупную прибыль в период с 2014 по 2019 годы в размере $17,5 млрд. Сдержав свое слово, в 2014-м Паркер объявил о первой за 34 года выплате дивидендов и запустил программу обратного выкупа акций.
Тогда он рассуждал: «Хранить средств больше, чем нужно компании, не лучшее применение капиталу наших акционеров». Для хедж-фондов, скупавших ценные бумаги American Airlines, такие слова были как бальзам на душу. Долей в компании обзавелся даже Уоррен Баффет. Курс акций недавнего банкрота мгновенно взлетел, а всего за первый год под руководством Паркера стоимость бумаг увеличилась вдвое. За свои успехи гендиректор получил годовой бонус в размере более $10 млн.
Но перенесемся в апрель 2020-го: сферу туризма уничтожил коронавирус, а American Airlines в кризисный период остались без гроша в кармане, отчасти из-за расточительства Паркера. Правительство США согласилось выдать компании $5,8 млрд в виде грантов и кредитов под низкие проценты. Это крупнейшая адресная выплата в рамках господдержки отрасли, на которую было выделено $25 млрд. Многие хедж-фонды, а также Berkshire Hathaway, распродали свои акции American Airlines. Сейчас капитализация компании составляет всего треть от $12 млрд, которые Паркер потратил на один лишь обратный выкуп акций.
И хотя еще недавно бизнес процветал, сегодня финансовые показатели American Airlines хуже некуда. За шесть лет Паркер увеличил чистую задолженность на сумму свыше $7 млрд, и теперь ее соотношение с выручкой составляет 45%, что вдвое выше отметки конца 2014 года. Компания заявляет, что намерена «агрессивно» погашать долги, как только бизнес придет в норму.
Спасти корпорации
Впрочем, погрязшая в долгах American Airlines не сильно отличается от других американских корпораций. Можно сказать, манипуляции Паркера c финансами стали для многих компаний руководством к действию. Из года в года по мере того, как Федеральная резервная система (ФРС) вливала в экономику ликвидность, крупнейшие игроки, такие как Coca-Cola, McDonald’s, AT&T, IBM, General Motors, Merck, FedEx, 3M и Exxon, то и дело привлекали заемные средства под низкие проценты.
Многие брали денег больше, чем было нужно для операционной деятельности, зачастую возвращая их акционерам путем обратного выкупа бумаг и в виде дивидендов. Помимо этого, заемщики активно скупали другие компании. Все это привело к рекордному росту индекса S&P 500, в среднем на 13,5% каждый год с 2010-го по 2019-й. Вместе с этим увеличивались и щедрые выплаты возглавлявшим парад гендиректорам. Контрольный выстрел сделал Дональд Трамп в 2017 году, когда подписал закон о налоговой реформе, из-за которой долги корпораций выросли еще больше.