Должен заметить, что на мой взгляд, комментариев о последнем достижении американцев в космосе всё-таки меньше, чем злорадства по поводу российского провала в этой области. А уж что там Рогозину отвешивают - это что-то особенного :) Попробуем разобраться.
Громкие высказывания официальных лиц совсем не редкость, при этом их громкость иногда равноценна и их глупости. Незабвенный Маккейн, которого черти сейчас жарят в аду, назвал Россию "бензоколонкой, пытающейся себя выдать за страну". Это было сказано как раз в то время, когда США помимо российских космических аппаратов могло доставить своих астронавтов на МКС именно только на батуте, - так что непонятно, в чём же неточность высказывания Рогозина?
Почему именно в 2014 году Рогозин сделал такое заявление? Те, кто с наслаждением полощут его сегодня, конечно не помнят, что именно в 2014 году США ввели ряд санкций, затруднявших деятельность российской космической отрасли. Под них попали 17 наших компаний, в том числе концерн "Радиоэлектронные технологии", занимавшийся разработкой новой электроники для космических кораблей и созданием тренажёров для подготовки российских космонавтов.
Кроме того, в том же году, 28 апреля, американский суд запретил подрядчику NASA компании United Launch Alliance использовать российские двигатели РД-180, и производить какие-либо покупки и платежи с НПО «Энергомаш». Нанося тем самым прямой вред нашим производителям. А на следующий день, 29 апреля Рагозин заявил: «Проанализировав санкции против нашего космопрома, предлагаю США доставлять своих астронавтов на МКС с помощью батута».
Стало хорошей манерой насмехаться над беззубостью нашего МИДа и вообще государства в ответ на всякие нападки. Ну, вот Рогозин и нарушил эту традицию. Почему же столько истерики вокруг этого заявления?
Почему США могут использовать всевозможные способы давления в различнейших областях, а Россия не может? И что самое главное, уже в мае того же года Вашингтон этот запрет отменил :) Значит, сработало?
В 2016 году конгресс США вновь пытался отказаться от использования двигателей РД-180, однако прекратить закупки не вышло из-за отсутствия аналогов.
Как тут не вспомнить эпизод из "Кавказской пленницы", когда на предложение судьи товарищу Саахову сесть, Балбес со смешком доложил: "А он не может!"
И в довесок. С тех пор ничего не изменилось в отношении США к России в этой области. К 2022 году будет окончательно доведён и испытан метан-кислородный двигатель BE-4 компании Blue Origin, призванный заменить РД-180. И по очень странному совпадению, с 2023 года в США под запретом будет использование российских средств выведения, а также осуществление коммерческих пусков спутников совместно с Россией. Российским государственным и частным компаниям будет закрыт выход на американский космический рынок. Ни одна коммерческая компания не сможет воспользоваться российскими ракетами-носителями для вывода на орбиту космических аппаратов спутниковой связи.
"Невидимая рука рынка", ага. Честная конкуренция :) Кроме того, работая "извозчиками" для американцев, мы тем самым сокращали количество своих космонавтов на орбите и полностью распрощались с космическим туризмом.
Теперь о самом полёте "Дракона". Несомненный успех, правда, он должен закрепиться в ходе дальнейшей эксплуатации. Ибо гибель 2-х Шаттлов из 5 построенных есть довольно печальный итог. И о самой идеологии этого достиженния. В принципе, на новом технологическом уровне повторено то, что существует уже с 1971 года, когда состоялись первые полёты на советскую космическую станцию "Салют-1".
Хотя конечно, и сейчас можно на телеге доехать туда же, куда доедет какая-нибудь "Тесла". Спорить против этого было бы глупо. То, что развитие пилотируемой космической техники в России затормозилось - неоспоримый факт. Однако после отказа от использования Шаттлов, в Америке не начали голосить, что все полимеры просраны, а упорно работали над их заменой. Так что и нам нужно меньше рвать волосы по этому поводу, а заниматься делом.
Результаты будут, было бы кому над этим работать. В процессе написания статьи наткнулся на историю Николая Моисеева, разработчика скафандров для NASA. Он занимается этой темой треть века, работал на научно-производственном предприятии «Звезда» с 1986 по 2006 год. И с этим опытом убыл в США, где основал компанию Final Frontier Design , создающую космические скафандры в Нью-Йорке. Сколько таких Моисеевых работает сейчас на космическую программу США - трудно представить.
Комментарии к заметке допускаются любые, кроме касающихся личности автора, которые будут удалены, а их авторы забанены. Я тоже имею право на своё мнение.