Представляем вторую часть подборки о советских актёрах, которые должны были сниматься в известных фильмах, но по разным причинам вместо них снялись другие.
1. Владимир Трещалов – «Девчата»
Владимир Трещалов больше всего известен зрителям по роли усатого Сидора Лютого в фильме «Неуловимые мстители». Несколькими годами ранее он мог прославиться в другой роли. Режиссёр Юрий Чулюкин именно Трещалова утвердил на роль лесоруба Ильи в фильме «Девчата». Светлана Дружинина, снявшаяся в роли Анфисы, говорила, что голубоглазый красавец Трещалов превосходно бы её сыграл, это был абсолютно его типаж!
Но вмешалось высшее киноруководство, которое потребовало назначить на роль Николая Рыбникова. Рыбников, который уже давно снимался в образах простодушных советских работяг, идеально подошёл на роль бригадира. Кстати, он настаивал на том, чтобы Анфису играла его жена Алла Ларионова, поэтому к Дружининой на съёмках не скрывал антипатии.
2. Валерий Носик – «Операция "Ы" и другие приключения Шурика»
Персонаж чудаковатого очкарика, который кочевал по комедийным новеллам Леонида Гайдая, стал самостоятельным достоянием советского кинематографа. Отбор на роль вёлся тяжело: претендентов были десятки, но ни один не устраивал режиссёра в полной мере.
Наконец, на пробы пришёл юный выпускник ВГИКа Валерий Носик, такой же чудаковатый, нелепый, некрасивый, но обаятельный. Носик покорил худсовет, который одобрил его кандидатуру и дал добро снимать. Но Гайдай был категорически против.
Леонид Иович продолжал поиски и всё-таки нашёл идеального для себя Шурика в лице Александра Демьяненко, у которого к тому моменту было полтора десятка ролей в кино. А Валерию Носику дали эпизодическую роль в новелле «Наваждение».
3. Александр Абдулов - «Д’Артаньян и три мушкетёра»
Актёрский состав киномюзикла стал компромиссом между теми, кто подходит, навязывается Госкино и нравится режиссёру. После многочисленных проб на роль бравого гасконца режиссёр утвердил Александра Абдулова. Михаил Боярский пришёл пробоваться на роль Рошфора, но, увидев его в историческом костюме, Юнгвальд-Хилькевич решил, что он есть настоящий Д’Артаньян.
В кругах киноначальства Боярского, мягко говоря, не любили, считая, что его и так слишком много везде. Режиссёр же сказал, что если не он, то кино снимать он вообще отказывается. И утверждение его на роль стало компромиссом:
«Мне сказали: “Если вы снимете Алфёрову в роли миледи, тогда мы утвердим Боярского”».
Ну какая миледи из Алфёровой? Нехотя и под давлением режиссёр сделал Алфёрову Констанцией ради того, чтобы оставить Д’Артаньяна за Боярским.
4. Андрей Мягков – «Большая перемена»
На роль Нестора Петровича Северова пробовались многие, но безупречно подошёл только Андрей Мягков. Актёр великолепно вписался в амплуа застенчивого, серьёзного и комичного учителя истории и очень понравился режиссёру Алексею Кореневу.
Но Мягков остался верен себе: утверждаясь на роль, всегда просил работу для своей жены Анастасии Вознесенской, которой не везло в кино. Её он просил утвердить на роль учительницы литературы Светланы Афанасьевны. При всём уважении к Мягкову, Коренев на поводу у него не пошёл. Так жену Ганжи сыграла Наталья Богунова, а Нестором Петровичем стал Михаил Кононов.
5. Виктор Павлов – «Большая перемена»
Мало кто знает, что Виктор Павлов тоже должен был сниматься в «Большой перемене», куда он был утверждён без проб! Актёр должен был играть Петрыкина, но когда съёмки уже начались, он вынужден был отказаться. Искать замену нужно было срочно, и её быстро нашли в лице Ролана Быкова. Хотя в повести Георгия Садовникова «Иду к людям» Петрыкин был персонажем, который внешне более близок к Павлову.
6. Юрий Никулин – «Иван Васильевич меняет профессию»
Успех «Бриллиантовой руки», ставшей в 1968 году лидером советского кинопроката, вселил в Леонида Гайдая надежду очередной успех с теми же актёрами. Персонажи фильма «Иван Васильевич меняет профессию» действительно перекликаются с главными героями «Бриллиантовой руки»: один - обаятельный недотёпа, другой – харизматичный жулик.
В 1972 году Гайдай пришёл к Никулину со сценарием будущего фильма, в котором видел только его с Мироновым. Юрий Владимирович не разделял энтузиазма режиссёра и решил, что фильм непременно отправится на "полку". Но он ошибся.
Гайдай пригласил Никулина посмотреть готовую картину, и тот горько пожалел о том, что был таким недальновидным. Но зрители вряд ли жалеют о том, что Иваном Васильевичем стал не Никулин, а Юрий Яковлев в паре с Милославским-Куравлёвым вместо Миронова.
7. Борис Химичев – «Место встречи изменить нельзя»
В экранизации романа «Эра милосердия» на роль красавца и мерзавца Фокса Станислав Говорухин утвердил Бориса Химичева, который уже начал сниматься. Но по ходу работы у режиссёра возникли сомнения по поводу соответствия актёра этой роли. Подходящую кандидатуру в лице Александра Белявского режиссёру подсказал Владимир Высоцкий.
По словам Говорухина, Химичев казался современным героем, тогда как Белевский выглядел персонажем того времени – второй половины сороковых годов. Белявский сразу же согласился и стал великолепным Фоксом. Только всю жизнь Говорухин испытывал чувство неловкости и стыда перед Борисом Химичевым, которого снял с роли, уже начав работу.
8. Юрий Мороз – «Гардемарины, вперёд!»
О том, что состав «Гардемаринов» должен был быть другим, хорошо известно. Более того, съёмки уже начались, и только потом все «рассыпалось» из-за ухода Юрия Мороза, который начал сниматься в роли Алёшки Корсака.
Юрий Мороз был выпускником Школы-Студии МХАТ, и к моменту «Гардемаринов» у него за плечами был десяток ролей, в числе которых были и костюмные исторические фильмы, и работа со Светланой Дружининой. Но как раз в этот период актёр решил стать режиссёром.
В 1988 году он окончил режиссёрский курс ВГИКа Сергея Герасимова и Тамары Макаровой, и выпуск дипломной работы как раз накладывался на затягивающиеся съёмки «Гардемаринов». Мороз по собственной воле снялся с роли, на которую Дружинина не без радости утвердила поющего Дмитрия Харатьяна.