Эрин Бромейдж, биолог, преподаватель иммунологии Массачусетского университета (Дартмут) обобщил исследования, позволяющие определить наиболее опасные места и, зная это, предотвратить заражение.
Как происходит инфицирование
Вирусологи знают, что заражение организма вирусом (любым) происходит в результате попадания в него определённого количества заражённых вирусом частичек (вирионов). Для каждого вируса это число свое, и оно уже известно исследователям. По COVID-19 точных данных пока нет, но можно взять за основу такие похожие на него вирусы, как MERS и SARS. Для этих болезней число вирионов, вызывающих заражение, примерно равно 1.000.
Т.е., условно говоря, если на вас чихнул больной, и вы от него получили 180 вирионов, то скорей всего с вами ничего не случится (ну разве что вы как раз в данный период проходите химиотерапию и иммунитет на нуле, или у вас диабет, гипертония и ожирение 20-й степени «в одном флаконе» и в стадии обострения). Если же на вас в автобусе покашляла больная старушка (260 вирионов «в подарок»), потом заражённый коллега вытер пальцем нос и протянул вам руку для рукопожатия (получите следующие 537 вириончиков), затем вы поболтали полчасика в кафешке с незнающей о своей болезни подругой (которая поделилась с вами ещё 350 вирионами – для друзей ничего не жалко!) – то «дело сделано»: вы заразились. Дальше в дело вступает ваш иммунитет, но этот аспект будет рассмотрен в другой статье.
Итак, не в теории, а на практике – какие же места в нашем быту и жизни (речь не идёт о реанимации ковид-госпиталя) наиболее «насыщены» вирионами, и где их легче всего «насобирать» в необходимом для заражения количестве?
Одним из наиболее опасных мест Эрин Бромейдж считает места общего пользования (не домашние, понятно, а общественные). Причин две – ограниченное пространство, посещаемое большим количеством людей (многие из которых могут быть заразны) способствует сохранению в воздухе в живом и активном состоянии большого количества капелек слюны/кашля/чихания (droplet), постоянно пополняемое новыми посетителями и новыми вирионами. Дышите глубже, как говорится... Вторая причина – это большое количество поверхностей с теми же самыми вирионами, оставленными (возможно!) предыдущим клиентом (кнопки и ручки кабинок, краны, сушилки для рук и т.д.).
Ни один общественный ... эээ ... уютный закуток в мире не моется и уж тем более не дезинфицируется каждый час – в лучшем случае несколько раз в день. Одним словом – перед посещением прикиньте, сколько потенциальных больных воспользовалось данными услугами до вас и сколько вирионов они оставили в замкнутом пространстве.
Дыхание, кашель и чихание
Несколько цифр: кашляя, человек «производит» 3 тысячи droplet, которые к тому же вылетают со скоростью около 75 км/ч. Более крупные и тяжёлые капли почти сразу падают на землю и оседают там, а мелкие остаются висеть в воздухе. Если человек кашлянул в закрытом непроветриваемом небольшом помещении, то капли остаются «висящими» довольно продолжительное время, а если на открытом воздухе – то их попросту «сдувает».
В случае чихания число droplet может достигать 30 тысяч, а скорость их распространения 320 км/ч. При этом размер капелек при чихании меньше, чем при кашле, а значит – и число оставшихся в воздухе тоже намного больше.
По мнению учёного, кашляя или чихая, больной может «выдать на горА» до 200 миллионов (!) вирионов. При дыхании – намного меньше (от 50 до 5.000 droplet – в случае высокой физ. нагрузки, например). Важно помнить, что вирус не перемещается свободно и самостоятельно по воздуху, а находится внутри тех самых капелек кашля и чихания (droplet), а также в паре, который мы выдыхаем (особенно при разговоре). Т.е. для заражения необходимо или «втянуть» в себя эти самые капли с дыханием или потрогать поверхность, на которую они недавно упали, а потом немытыми руками нос, рот или глаза. Всё. Никаких других способов заражения пока не выявлено.
Что происходит в помещениях
Всё очень просто и логично – чем меньше помещение и чем больше в нём людей – тем чисто статистически больше возможностей заразиться. Опять же надо учитывать разные обстоятельства – к примеру, 2 офиса по 20 человек в каждом, в одном работники сидят каждый за своим столом и молча работают, а в другом те же 20 человек расположились вокруг стола и проводят совещание, где говорят все. И в том, и в другом случае в комнате по одному бессимптомному больному. Последствия будут разными, как следует из вышеприведённых цифр, а также из факта, что при разговоре мы выдаём в атмосферу в 10 раз больше droplet, чем при дыхании.
Заражение в помещениях происходит при сочетании нескольких факторов:
- размер помещения
- количество людей в нём
- что эти люди делают
- время, проведённое в помещении
По последнему пункту – начальник, целый день разговаривающий с подчинёнными, получит (в случае наличия даже одного заболевшего) значительно бОльшее количество вирионов, чем заглянувшая на пару минут секретарша Люсенька или доставивший документы курьер Петенька.
Ещё одной иллюстрацией к факторам заражения являются дома престарелых по всему миру. Новое в данном исследовании – данные о том, что в шумных помещениях (к примеру, цеха фабрик) заразиться проще, т.к. люди вынуждены повышать голос, чтобы перекричать шум станков и таким образом они выдают в воздух значительно больше вирионов, чем молчащие или разговаривающие тихо.
Когда человек наиболее заразен
Как все уже, наверное, в курсе, одна из проблем данного вируса – это его «незаметность», т.е. достаточно длинный инкубационный период (до 14-18 дней) и тот факт, что от 50 до 80% больных даже не подозревают о наличии у себя болезни и, следовательно, о своей опасности для окружающих.
Больные не выдают в окружающую среду всегда одинаковое количество вирионов – их число зависит от так называемой вирусовой нагрузки, т.е. от количества вирусов, наличествующих в организме на данный момент. Помимо количества вирионов, попавших в организм, на тяжесть протекания болезни влияет и имунный ответ, а ещё более конкретно – насколько попавшие в наше тело вирусы смогут размножиться. Врачи, лечившие тяжёлых больных с ковидом, заметили, что вирус быстрее и легче размножается в организме людей, имеющих определённые заболевания – гиперотония, диабет, сердечно-сосудистые, онкология, деменция и др.
Пик контагиозности (т.е. период, когда человек наиболее заразен и может «наградить» болезнью наибольшее количество людей) приходится, однако, не на на фазу бурного имунного ответа организма, а, как ни странно, на дни, предшествующие появлению симптомов. Именно поэтому и опасны т.н. «бессимптомники».
Пришлось разделить материал на 2 части.
Продолжение в следующей статье.