Сашка не успел ещё доесть бутерброд, когда из соседней комнаты донёсся телефонный звонок.
«И кому это не спится в такую рань?» — подумал Сашка и пошлёпал к телефону.
Звонил Димка, лучший друг, одноклассник и сосед по подъезду.
— Слушай, Сашка, — начал Димка, забыв поздороваться, — давай сегодня махнём на великах за город… Ну, туда, где, знаешь, ещё мельница старая?
Сашка молчал, дожёвывая колбасу. Димка продолжал:
— Возьмём с собой бутерброды, ты там жуков своих половишь. Я тебе помогу. Потом в озере искупаемся. А?
— Давай... половим, искупаемся, — охотно согласился Сашка.
— Тогда через час отправляемся, — скомандовал Димка.
Шла только третья неделя летних каникул. До пятого класса оставалось ещё целых девять недель. Родители были на работе, младшая сестрёнка гостила у бабушки в деревне. Весь день, с самого раннего утра до пяти часов вечера, принадлежал Сашке.
Мальчик умылся, быстро собрал в рюкзак всё необходимое: термос, бутерброды, йогурты, пару яблок, коробочку для жуков, блокнот с карандашом, средство от комаров. Накинув рюкзак на плечо, он закрыл входную дверь, выкатил велосипед из тамбура на площадку и быстро спустился с ним со второго этажа на первый.
Димка в нетерпении ждал друга.
— Ну, погнали, — быстро сказал он и вскочил на своего двухколёсного коня.
Спустя полчаса ребята были на месте.
— Красотище же здесь! — восхищённо выдохнул Димка, оглядывая окрестности. — А вон и старая мельница, — махнул он рукой, указывая на остатки деревянного строения.
Друзья оставили велосипеды на траве и отправились пешком.
— Дим, смотри, это брюквенница, — указал Сашка на белую бабочку, опустившуюся на ветку черёмухи. — Видишь, у неё на передних крыльях по одному чёрному пятнышку.
— Ага, — Димка сначала внимательно посмотрел на бабочку, затем на Сашку. — И как это ты запоминаешь всех этих бабочек, жуков, пауков? — с живым интересом спросил Димка. — Я бы ни за что не смог.
Друзья потопали дальше. Солнце уже стояло высоко, одаривая теплом всё вокруг.
— Просто я, когда вырасту, хочу стать биологом или… экологом. Я ещё не решил точно, — серьёзно ответил Саша, — хочу изучать природу.
— Да… а также защищать её от таких вот, — Димка кивком головы указал на кучу мусора из пластиковых бутылок, одноразовой посуды, консервных банок. — И как только у людей совести хватает творить такое!
Саша поглядел на остатки чужого празднества. В нескольких метрах от мусорной кучи ребята заметили муравейник.
— Вурдалаки! — кипятился Димка, — совсем о природе не думают.
— Всё-таки я буду экологом, — после недолгого раздумья сказал Сашка.
Тут же из-под грязного смятого пластикового стаканчика выполз крупный коричневый жук и направился к мальчикам.
— Смотри, Сашка, он к тебе ползёт, с жалобой! — Димка засмеялся. — Знает, у кого защиты просить.
— Это жук-носорог, — со знанием дела ответил Сашка и снова замолчал, — у меня уже есть такой в коллекции.
— Ладно, пойдём, искупнёмся, — бодро сказал Димка и потянул друга за руку. — Там, за мельницей, отличное озеро.
Друзья побежали, бросая на ходу рюкзаки и одежду.
— Вода как молоко парное! — кричал Димка в восторге, показывая спортивное мастерство. Он пять лет уже занимался плаванием и даже несколько раз побеждал в краевых соревнованиях. Саша был менее искусным пловцом, но не стеснялся этого. Наконец, мокрые, уставшие и довольные, мальчики уселись на траву и стали с жадностью поедать бутерброды, йогурты, яблоки, прихваченные с собой в дорогу.
— Представляешь, Сашка, — мечтательно произнёс Димка, жуя яблоко, — станешь ты экологом, изобретёшь какой-нибудь аппарат для переработки мусора или… ну, скажем, — Димка почесал затылок, соображая, — космические корабли из пластика и консервных банок. Лет так через тридцать получишь Нобелевскую премию…
— Эх ты, Димка, — премия — это хорошо, — с неохотой согласился Саша, — но я природу хочу оберегать, чтобы киты на берег не выбрасывались, чтобы птицы о провода и экраны не бились, чтобы в лесах животные от пожаров не страдали.
И Сашка принялся рассказывать обо всех тех проблемах экологии, о которых прочитал в журналах, книгах, интернете. Димка слушал друга и собирал в рюкзак пластиковые стаканчики, пакеты, салфетки, оставшиеся после обеда. Когда в руках у него оказалась пластиковая баночка из-под йогурта с разноцветной крышкой из фольги, он сказал:
— У меня возникла идея.
Видя, что друг его не слушает, чрезвычайно увлёкшись вопросами экологии, Димка поднялся и стал ходить вокруг привала с баночкой в руках, ища что-то. Он подобрал в траве тонкую палочку, насадил на неё лист подорожника и воткнул палочку в крышку. Края фольги плотно прижал к баночке. Получился кораблик.
— Сашка, давай спустим это судно на воду. Здесь недалеко есть ручей. Ты спускаешь кораблик, а я ловлю его ниже по течению. Кстати, можем загадать желания.
Саша замолчал, глядя на кораблик. В глазах его Димка прочитал непонимание.
— Не бойся, — успокоил он друга, — поймаю я его. Окружающая флора и фауна не пострадают!
Но кораблик всё-таки уплыл. Дима запнулся о ветку ручеёк, извиваясь и набирая силу, унёс пластиковое судёнышко далеко-далеко.
— Интересно, куда он уплывёт? Как ты думаешь? — спросил Димка после недолгого молчания.
— Не знаю, — сказал Саша, — может, из ручья он поплывёт по притокам и когда-нибудь в Волгу попадёт. Кто его знает, может быть, и до моря доберётся.
— Каспийского? — спросил Дима. Он знал из учебника, в какое море впадает Волга.
— Каспийского, — улыбнулся Саша.
Прошло восемь лет. Александр Пасечников, студент второго курса экологического факультета, отправился в составе экспедиционной группы на берег Каспийского моря изучать, какой вред наносит человеческая деятельность морским обитателям.
— Микрочастицы пластика находят сегодня даже в планктоне, — говорил преподаватель, Иван Николаевич, когда группа собралась в маленькой приморской гостинице на завтрак. — Вам предстоит сегодня заняться рыбалкой, а после изучить улов в нашей передвижной лаборатории.
— Санёк, — обратился Иван Николаевич к Пасечникову, — ты у нас лучший в рыболовном деле, тебе и карты в руки.
Детский опыт уже не раз пригождался Саше в его учёбе. И на этот раз с поставленной перед ним задачей он отлично справился.
— Какого осетра поймал! — похвалил преподаватель Сашу, — килограмм на семь-восемь вытянет!
Рыбину отнесли в лабораторию. Когда Иван Николаевич вспорол ей брюхо, то обнаружил в ней пластиковую баночку из-под йогурта с остатками цветной фольги.
— Вот, смотрите, ребята, чем приходится питаться рыбе в современном мире, — сказал преподаватель, бросая баночку в мусорное ведро.
Саша не мог поверить своим глазам. «Эх ты, эколог-биолог!», — сокрушённо подумал он, гдядя на маленькую баночку из-под йогурта.
Автор Полина Мартынова.