Товарный запас необходим компаниям по нескольким причинам:
- быстро удовлетворить потребность потребителя (заказчик/покупатель), если запас на складе
- моментально удовлетворить потребность потребителя, если запас на полке магазина
- снизить всякого рода неопределенности в цепочки поставке, чтобы обеспечить бесперебойное удовлетворение потребности потребителя
Увидели ключевое во всех 3х пунктах? Верно, удовлетворение потребности потребителя. Быстро, в любой момент времени.
Логист должен понимать эти потребности. И опираться не только на сухую статистику, но и на другие факторы, которые влияют на прогноз продаж.
Очень часто пишут, что товарный запас необходим, чтобы обеспечить бесперебойную продажу. Мне не совсем нравится это определение, т.к. продажа товара и удовлетворения потребности покупателя — это для меня немного разные понятия.
Попробую объяснить эту тонкую грань на примерах:
- Продать можно товар (внушить, продавить, скидку большую сделать, увлечь и пр.) и покупатель купит, но ценности и потребности в товаре нет. Бывало у вас такое? Когда приходишь домой с покупкой и думаешь: зачем я это купил? может вернуть? На сколько эффективно будет создавать товарный запас в этом случае? Сможем ли мы им управлять? Как долго такой товар продержится на рынке?
- А теперь идем от обратного. От потребности покупателя. Потребность/спрос формирует предложение и как следствие, возникает товарный запас. В этом случае мы везем то, что нужно покупателю. Что имеет для него ценность, что будет пользоваться спросом
Производители товаров разбросаны по всему миру! В Хабаровске едят банан из Эквадора, конфеты «птичье молоко» из Приморья, помидор из Китая, а вино пьют из Франции
На минуточку представьте, что по всему пути от производителя до полки магазина никто не делает запасы. Захотели вы вечером выпить бокальчик французского вина и скушать конфету «птичье молоко». Заказали. Ждем-с. Птичье молоко приехало к вам на стол через 2 дня, а французское вино подоспело через 2 месяца. Вечер явно удался… Вот она — вся сила и мощь запасов! В текущих реалиях вы просто идете в ближайший магазин — покупаете вино, конфеты и хорошо проводите свой вечер. Удовлетворение потребности покупателя либо очень быстро, либо здесь и сейчас. Логист должен понимать принципы формирования товарного запаса по всей цепочке. От производителя до полки. Если он мыслит категорией заказа, то ужин часто будет без вина.
Теперь давайте разбираться с третьим непонятным пунктом:
снизить всякого рода неопределенности в цепочки поставке, чтобы обеспечить бесперебойное удовлетворение потребности потребителя
Бесперебойное удовлетворение потребности покупателя. Вернемся к вечеру с бокалом вина и конфетами. Вы приходите за ними в магазин, а их нет. От слова совсем. Есть только дырки на полках. Вечер тоже явно удался, т.к. у вас начинается либо путешествие по магазинам в поисках желаемого, либо вы отказываетесь от своей идеи. Настроение уже в любом случае не то. Когда товар всегда вас ждет на полке магазина/складе магазина — это и есть бесперебойное удовлетворения ваших потребностей.
Что такое неопределенности в цепочки поставки?
Неопределенность — это недостаточность сведений об условиях, в которых будет протекать экономическая деятельность, низкая степень предсказуемости, предвидения этих условий. Неопределенность сопряжена с риском планирования, принятия решений, осуществления действий на всех уровнях экономической системы.
Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.. Современный экономический словарь. — 2—е изд., испр. М.: ИНФРА—М. 479 с.. 1999.
Товар, прежде чем попасть к вам в руки, переживает увлекательное путешествие от места производства до рук своего покупателя. Бывает товар преодолевает тысячи километров, несколько стран на пути к цели. И сколько неопределенностей возникает на всё пути, представляете? Любая задержка, человеческая ошибка, погодные условия, форс-мажоры, санкции, изменение цены, отсутствие важной информации, кто-то решил купить больше,чем обычно и т.д. — формирует неопределенность на пути следования товара от производителя до своего покупателя. Всё это влечет к колебаниям в поставках, колебаниям спроса.
Вот эти колебания и гасит товарный запас, или снижает всякого рода неопределенности в цепочке поставки. А если конкретнее, то один из видов запаса:
Казалось бы: больше запаса — меньше неопределенностей нам страшны. Но так ли всё просто?…Запас — это спасение или погибель для компании? Как вы думаете?