Найти тему
Культурный Петербург

МАТ КОРОЛЕВЕ БРИЛЛИАНТОВ

Взято из открытых источников
Взято из открытых источников

Новая книга известного петербургского автора ретро-детективов переносит читателей в первопрестольную. Но и на сей раз без любимого Родиона Ванзарова не обошлось…

Чиж, Антон. Королева брильянтов / Антон Чиж. – Москва: Эксмо, 2019. – 448 с.

Изощренный ум автора-пропагандиста достижений российского сыска второй половины ХIХ века все ней удержался от искушения вступить в открытую литературную схватку с промосковским лобби тех, кто так удачно раскрутил фадоринский цикл господина Чхартишвили. Но всему, даже самому популярному и читаемому приходит конец. И никакие увещевания Б. Акунина вроде названия «Не прощаюсь» уже действуют на читающую публику. Она прекрасно понимает, что политика источила дар стилиста у писателя, вынужденного покинуть Родину, чтобы оказаться в Лондоне. Но он отнюдь не Герцен и даже не Огарев. А по сему сегодня другие вызваны вперед.

И нашему земляку Антону Чижу суждено поднять падающее знамя отечественного ретро-детектива. Его ванзаровский цикл, возникший на рубеже ушедшего и нынешнеко веков, живет в мире книг своей жизнью. В его копилке – полтора десятков текстов на разные сюжеты с невероятным культурным бэкграундом, что не могло не быть отмеченным читателями, ценящими не только криминальные «страшилки», но еще и сочные описания быта той эпохи, о которой нынче пишут только в романах. Прибавьте к этому иронию автора, которая буквально сочится из каждой фразы или абзаца ритмичного и насмешливого текста.

Карта Москвы изучена Антоном Чижом кропотливо и также тщательно изображена в тексте его нового романа, поименованного не без некоторой доли стилистического лукавства как «Королева брильянтов». Прибавьте к этому так удающиеся автору пассажи о неоднозначности женских судеб и характеров, и вы получите вполне заметную картину московского быта и нравов, заставляющую вспомнить мощные традиции «певца Замоскворечья» господина Островского (Н.А.). Правда, сам господин Чиж больше равняется на Антона Павловича и даже являет изумленному читателю в качестве эпизодического персонажа автора «Трех сестер». Именно сей драматургический мем мирового театра и приходит на память, когда увлекаясь детективной интригой по воле автора постоянно обращаясь к тем трем сестрам, которые были выданы замуж за трех братьев, что и породило коллизию с наследством.

В интриге с нечетным числом мужских мертвых тел была замешана и еще одна дама – некая Агата Керн. Отсылки к мисс Кристи и Пушкину в данном случае настолько очевидны, что не требуют от меня дополнительных комментариев. Игры с именами и названиями, похоже, весомая часть авторской натуры Чижа. Недаром появляется на страницах романа некий приказчик с «напоминающей» фамилией Катков (привет, славянофилам!). Что же касается названия гостиницы (ресторана в ней находящегося) выдает в авторе с головой любителя и знатока русского театра. Но об этом будет его следующий роман.

А пока мы знакомимся в «Королеве брильянтов» с новым лицом российского литературного сыска из Москвы – Алексеем Пушкиным. Именно ему господин Чиж доверят самое святое – раскручивание интриги по поиску авторов трех преступлений с летальными исходами, в основе которых некое мрачное предание о предыдущем убийстве, свершенном….Да-да, вы догадались: в нумере четвертом все той же гостиницы «Славянский базар».

Автор романа не склонен к мистике и сентиментальности, Он, по-моему, абсолютный материалист, умеющий оперировать фактами, свидетелями. Уликами ничуть не хуже, чем его герой Пушкин, который подозрительно похож на самого Ванзарова. Правда, чтобы эти два сыщика отличались друг от друга, а не походили на братьев-близнецов, Пушкин наделен некой склонностью к лени. Но данное свойство его натуры никоим образом не мешает ему раскрывать преступления оперативно, умело и стремительно. Хотя, нет-нет, да и проскользнет и у автора, и во внутренних монологах героя некая отсылка с категории случайности. Например, вот вам мысли автора: «Иногда человек совершает поступки, о которых потом долго жалеет. Но когда совершает, в тот момент ни о чем не думает, а делает. И как все будто случается само. То, что должно случиться». Как не вспомнить тему фатальности поступков и действий героев, характерную для русской литературной традиции.

Но вот вам еще один эпизод: «Пушкин прочел и вернул доктору. Протокол должен лечь в дело.

- Что довольны? Торжествуете?

- Фактам нельзя радоваться или не радоваться. Это факты – ответил Пушкин».

А о том, что было в протоколе и почему три сестры так драматично переживали отношения с тремя братьями, и причем здесь та самая королева брильянтов, который бравый Пушкин поставил мат в несколько ходов (в переносном смысле), вы узнаете, как и в каждом хорошем детективе, только в самом конце текста (или незадолго до его финала). Тайны подобного литературного рода следует всегда хранить от любопытного читателя. Заглядывать наперед на последней страницы мы явно не рекомендуем…

Сергей Н. Ильченко

Профессор, доктор филологических наук, кандидат искусствоведения

https://jf.spbu.ru