Нажмите, чтобы услышать эфир спортивного Радио "Движение"
Молодые уже не помнят, но было время, когда “Спартак” хорошо играл в еврокубках. Правда-правда, было. Полуфиналы всех трех главных евротурниров - Лига чемпионов 90/91, Кубок Кубков 92/93, Кубок УЕФА 97/98. И не просто играл - прогрессировал, адаптировался к потерям. Из команды уходили Мостовой, Карпин, Шалимов, Онопко, Никифоров, а на результатах это не сказывалось - всегда находилась адекватная замена. Поступательное движение прекратилось в конце 1998 года, после четырех подряд встреч с “Интером” - сначала в полуфинале Кубка УЕФА, потом на втором групповом этапе Лиги чемпионов.
“Спартак” играл не просто не хуже, а во многом превосходил миланцев. Посмотрите для примера отчет о четвертой встрече.
Но в решающие моменты “Интер” вынесли на своих плечах два игрока высочайшего класса - вратарь Пальюка и Роналдо-Зубастик. В итоге - при равной игре три поражения 1:2 и всего одна ничья. Романцев, будучи неглупым человеком, видимо, понял, что с этим составом он достиг потолка. А денег на дорогих легионеров тогда не было. В атаке у “красно-белых” играл, прости Господи, Робсон - игрок старательный, но деревянный.
И Олег Иваныч, не видя выхода из ситуации, психологически “поплыл”. Усугубила картину и работа со сборной. Романцев принял ее от Анатолия Бышовца в безнадежном положении - после трех поражений в трех стартовых матчах отбора на Евро. И нет бы ему проиграть следующий матч французам - никто бы не обвинил, от той сборной уже ничего не ждали. Так он сдуру взял да и выиграл в Париже.
А потом еще пять игр подряд, внушив всем веру с свое всемогущество. Но нелепая ошибка Александра Филимонова поставила крест на возродившихся надеждах.
Неудачи в турнирах плюс тройная нагрузка - помимо двух тренерских постов Романцев зачем-то еще стал президентом “Спартака” - сделали свое дело. Романцев стал заметно нервничать на пресс-конференциях, а потом и вовсе перестал на них являться. Поссорился с Тихоновым, испортил отношения с другими игроками, стал принимать неадекватные решения по трансферам. Все это кончилось печально известным 1-18 в Лиге чемпионов 2002/03.
Но романцевский “Спартак” умер не сразу, успев еще покуролесить и в России, и в Европе. В сезоне 2000/01 “красно-белые” лихо прошли первый групповой этап, выиграв четыре матча из шести, в том числе у мадридского “Реала”, в котором играли Морьентес, МакМанаман, Макелеле… А второй групповой этап начали морозным вечером 22 ноября в Москве против “Арсенала”.
Несмотря на холод, на трибунах “Лужников” собралось 80 тысяч зрителей. Пару в атаке Робсону составил загадочный бразилец Маркао, которого “Спартак” нашел в клубе второго дивизиона штата Сан-Паулу “Мирассол”. На общебразильском уровне клуб не проходил даже в четвертый по счету дивизион - Серию Д.
Маркао и начал разгром “Арсенала”. Пропустив уже на 2-й минуте, “Спартак” ни на грамм не лишился уверенности. Первый гол Маркао забил на 29-й минуте, второй - на 51-й. А потом Титов и Робсон довершили разгром. И ни Тьерри Анри, ни Нванкво Кану, ни Робер Пирес ничем не смогли ответить.
Лига чемпионов – 2000/2001. Групповой этап.
«Спартак» – «Арсенал» – 4:1
«Спартак»: Филимонов, Ананко (Бушманов, 88), Тчуйсе, Парфенов, Ковтун, Булатов, Баранов, Безродный, Титов, Робсон, Маркао.
«Арсенал»: Маннингер, Лужный, Адамс, Киоун, Силвинью, Парлор, Вивас, Юнгберг, Пирес (Лаурен, 70), Анри, Кану (Вильторд, 66).
Голы: Силвинью, 2 (0:1); Маркао, 29 (1:1); Маркао, 51 (2:1); Титов, 77 (3:1); Робсон, 82 (4:1).
Судья: Пьерлуиджи Коллина (Италия).
Предупреждения: Ковтун, 53; Робсон, 74; Ананко, 84 / Парлор, 30; Вивас, 45+1.
22 ноября 2000 года. Москва. Стадион «Лужники». 81 000 зрителей.
А вот после этого не было уже ничего интересного. Из оставшихся пяти матчей “Спартак” проиграл четыре, так же бездарно сыграл и в следующей Лиге чемпионов, а потом было 1-18, после чего Романцев покинул “Спартак”.
“Красно-белые” по инерции еще станут чемпионами в 2001 году, выиграют Кубок России в 2003, но это уже так, остатки былой роскоши. Обидно то, что примерно в то же время в российский футбол пришли совсем другие деньги и появились легионеры совсем другого класса. Но Олег Иваныч был уже не тот, и “Спартак” был уже не тот, и все это “не то” с редкими проблесками неплохой игры продолжается до сих пор. Деньги есть, а системы нет.