Найти тему
letta-interiordesigner

Роль цвета в интерьере 🌈

Оглавление

Цвет — наиболее важный элемент вашего интерь­ера. Он сразу же бросается в глаза и прочнее всего запоминается. А самое главное — цвет выражает вашу инди­видуальность.

Достижения сегодняшних техноло­гий расширили палитру цветов до бесконечности. А сколько новых тканей и других материалов! Правда, дизайнерам легче не стало. На­оборот — труднее: выбор цветов, материалов, всевозможных аксессуаров настолько широк, что избрать тот один-единст­венный заветный вариант — задача суперсложная. И все же прихоти моды не должны сби­вать вас с толку — ничего нет важнее, чем индивидуальное видение мира. Вариантов — сотни, а решение принима­ет один человек — вы. Не забывайте и о тех, кто живет вместе с вами: интерьер вы создаете не только для себя. Все, вплоть до ма­лейших деталей, лучше обсудить снача­ла на семейном совете, чтобы впослед­ствии не было взаимных упреков. Помните: цвет — средство самовыражения!

Дизайнер интерьера должен быть настоящим экспертом в цветовых нюансах, и каждый но­вый проект требует творческого подхода: ведь каждый заказчик — индивидуальность. Часто в основу цветовой гаммы берется какая-то любимая вещь заказчика — будь то переходящая по наследству картина или просто безделушка. Естественно, палитра по ходу дела ус­ложняется, но внутреннюю ее суть при желании разглядеть можно.

Порой дизайнер берется за работу, когда часть интерьера уже сложилась. Чем полнее отражает палитра пристрастия и привычки домовла­дельца, тем она интереснее. Допустим, дом принадлежит историку или археологу. Почему бы не создать гамму в стиле забытых эпох? Ну а ес­ли в комнате демонстрируется любимая коллекция хозяина, здесь уме­стны нейтральные тона.

Цветовая гамма интерьера — это своеобразный язык, с помощью которого обитатели дома передают свои эмоции. Не бессловесен, конеч­но, и дизайнер. В идеале его замыслы и замыслы заказчика должны совпадать.

Посмотрим, как отражается в интерьере характер человека.

Основой цветовой гаммы интерьера может стать гардероб клиента, его любимые вещи и даже цвет его волос. Иногда цветовая гамма определяется картинами или коллекциями дорогих безделушек в доме. Нередко отправной точкой служит вид, открывающийся из окон.

Есть дизайнеры, легко узнаваемые. Чей бы заказ они ни выполняли, какую бы новую пали­тру ни составляли, в каждой работе виден почерк автора. Другие же дизайнеры во главу угла ставят личность заказчика, его вкусы и пристрастия, а сами как бы «растворяются». Ну что ж, и тот и другой путь оправданы.

-2

Три цвета.

В природе три основных цвета: красный, синий и желтый. На них строится вся цветовая гамма, и путем различных их сочетаний можно получить все остальные цвета. Основные цвета присутствовали в интерьере с момента зарождения земной циви­лизации. Чтобы вы уяснили взаимоот­ношения красок, обращаем ваше внимание на диаграмму.

Перед вами — так называемый цветовой круг.

Трапециями обозначены основные цвета и дополнитель¬ные. У каждого основ¬ного цвета есть свой до-полнительный, обозначен¬ный треугольником, находя¬щимся напротив него. Так, зеленый цвет — дополнительный к красному, оранжевый — к синему фиолетовый — к желтому.

Учтите, что цвета в круге — чистые. Если пе¬ренести их на обширное пространство интерьера, они будут чересчур интенсивными и не создадут ощуще¬ния комфорта. Поэтому дизайнеры часто снижают интенсивность цвета, добавляя в краску белила или подмешивая дополнительные цвета — тон тогда приоб-ретает сероватый оттенок. Создание комбинаций цве¬тов — занятие увлекательное, дающее простор фанта-зии.

-3

Красный цвет — наиболее эмоциональный и активный из трех ос­новных цветов. Он позволяет создать множество эффектов, оживляет ин­терьер, волнует человека, создает атмосферу теплоты. Но он требует от дизайнера известной смелости и уверенности в себе. Красный цвет ис­пользуется при отделке практически всех интерьеров, хотя в спальнях — реже, поскольку у него сильная энергетика. Превращаясь в розовый, он становится женственным, а темнея — наоборот, мужественным. Смешива­ясь с желтым, он превращается в веселый оранжевый, а с синим — в та­инственный фиолетовый. Дополнительный цвет к красному — зеленый.

Взгляд на красный цвет в культурах разных народов неодинаков. Китайцы, например, всегда его любили, считали символом долголетия и именно из красной ткани шили свадебные платья для невест. Древ­ние римляне считали, что красный цвет — символ силы, мощи, власти.

Синий — цвет вечности, соединяющий настоящее с прош­лым и будущим. Выразительные его возможности поистине неисчерпаемы. Из всех цветов синий чаще всего связы­вают с понятием красоты. С древнейших времен он популярен во всем мире. Смешивая его с желтым, получаем зеленые оттенки, а с красным — фиолетовые. Дополнительный цвет к синему — оранжевый.

Синий цвет, как правило, ассоцииру­ется с небом и морем. Цвет неба иногда назы­вают лазурью. Цвет моря во многом зависит от неба, глубины, времени дня, погодных условий и даже особенностей морского дна: он колеблется от темных сине-фиолетовых оттенков до бледного аквамарина.

Синий цвет обладает способностью передать и воздушность облаков, и спокой­ствие безоблачного неба, и даже заряженность атмосферы электрической энергией. Он впитал в себя и яркий дневной свет, и глубокий мрак ночи, он вызывает у нас ощущение радости или грусти, ясности или тайны. Подобные эффекты зависят от про - пор­ций, в которых в синюю краску добавляется черная или белая.

С психологической точки зрения, синий цвет ассоциируется у нас со спокойствием и умиротворением. Темные глубокие тона предпо­чтительны для медитаций: биологические

процессы в организме замедляются, происходит его расслабление. Часто синий цвет символи­зирует женственность.

В дизайне интерьеров при оформлении обширных помещений лучше использовать смягченные и светлые тона. Голубой цвет хо­рош для потолков. С помощью темных тонов можно удачно сделать какие-либо акценты при оформлении небольших помещений. Благодаря своему успокаивающему воздействию синий

цвет часто встречается в оформлении спален. А связанные с ним ассоциации с водой, чистотой и порядком позволяют использовать его в ванных комнатах и кухнях (нередко в сочетании с белым). Сам по себе синий цвет считается холодным, поэтому опытные дизайнеры уравновешивают его теплыми тонами: красный придает интерьеру вырази­тельность, желтый — свежесть, а персиковый — роскошь и элегантность.

Жёлтый цвет. Возможности желтого цвета весьма бога­ты. У него есть разные по степени насыщенности оттенки, но в своей чистой форме он необычай­но интенсивен. Его сияние часто ассоциирует­ся с солнечным светом, поэтому он пробуждает в нас энергию и волнение. В интерьерах его мощное излучение на­меренно приглушается — используются его светлые оттенки или комбинируют желтый с другими цветами. Эмоциональное воздействие желтого — в целом оптимистичное, и все же он внушает некоторое беспокойство. Сочетание желтого с красным дает теплый оранжевый цвет, а желтого с синим — более спокойные зеленые тона. Дополнительный цвет к желтому — фиолетовый. В «семейство» желтых оттенков входит и золотистый цвет, ассоциирующийся с богат­ством и изобилием. Позолоченные изображения были особенно популярны в эпоху Возрожде­ния. В культурах Востока желтый цвет всегда был почитаем. В Индии его считали священ­ным; на свадебную церемонию невесты надевали желтые платья (так же, как, кстати, и римлянки). В Китае желтый цвет ассоциировался с земными и небесными владыками. На Западе же отношение к нему было совсем другим. Здесь он часто ассоциировался с предательством и предупреждением об опасности (желтый свет). В оформлении интерьеров желтый цвет — безус­ловный фаворит. Нередко его сочетают с зеленым, что­бы создать ощущение природной свежести. Сочетание с синим дает эффект чистоты и яркости, с красным — веселья и богатства. Смешивая желтую краску с бели­лами, вы приглушите её яркость, однако живость воспри­ятия останется. Добавив в желтый фиолетовые тона, вы снизите его интенсивность — он станет спокойнее. В об­щем, как и другие основные цвета, желтый оставляет дизайнеру широкий простор для фантазии.

Вторичные цвета.

руппа вторичных цветов — это зеленый, оранжевый и фиолетовый. Они — производные от смешивания равных частей двух основных цветов. Так, смесь красного и желтого дает оранжевый, синего и желтого — зеленый, красного и синего — фиолетовый. Вторичные цвета используются реже, чем основные, но и они с незапамятных времен заняли важное место в декоративном искусстве.

Из вторичных цветов зеленый — настоящая суперзвезда. В интерь­ерах он используется и как доминирующий цвет, и в сочетании с основными цветами. Зеленый уникален в своей двуликости: рядом с желтым он выглядит теплым, рядом с синим — холодным. А в некото­рых сочетаниях он может выступать и в роли нейтрального цвета.

Сама природа призывает нас любить зеленый цвет, который мы ассоциируем с красотой, умиротворением и молодостью. Светлый желто-зеленый оттенок — это чудо весны. Темно-зеленый — элегантность и уверенность. Тенденция к использованию зеленого цвета в декоративном искусстве резко усилилась в начале 90-х годов. Здесь представлено несколько красноречивых образцов.

-4

Фиолетовый — это цвет эмоциональных контрастов. Его светлые, бледные оттенки — это нечто романтическое, хруп­кое и, конечно, женственное. Темно-фиолетовые, лиловатые от­тенки — сила, мощь, царственность и нечто трагическое. Яркий фиолетовый возбуждает чувства. Цвет баклажана таит в себе успокаивающий эффект. Фиолетовый цвет приобрел широкую популярность в 90-е годы XIX столетия, в конце викторианской эпохи, когда изобретение акриловых красителей упростило про­изводство соответствующей краски. Уже в наше время, в 80-е годы, его часто включали в неконтрастные цветовые гаммы в сочетании с розовым или серо-голубым цветом. Сейчас снова входит в моду фиолетовый цвет.

-5
-6
-7

Оранжевый цвет обладает удиви­тельно гибкими свойствами. В своем чис­том виде он излучает сильную энергию, а приобретая песочный оттенок — теплоту и комфорт. Его бледные оттенки напоминают цвет миндальной скорлупы. В 60-е годы им чересчур злоупотребляли. Казалось, он надоел, но нет. В 90-е годы оранжевый цвет опять вышел на арену декоративного искусства.

Пастельные тона.

Пастельные тона обычно ассоциируются с комнатами для детей или с ванными комнатами, придавая интерьеру утонченность. В 50-е годы пастельные цвета считались наиболее подходящими для интерьеров, поскольку они не раздражают: глаз на них, как говорится, отдыхает.

Пастельный тон можно получить из любого цвета. Добавьте в красную краску белила — получите розовый цвет. Добавьте еще белил — у вас уже будет бледно-розовый, то есть пастельный тон. Однако четких границ между обычным цветом и пастельным не существует, поскольку у каждого из нас свое ощущение цвета. То, что одному кажется просто голубым, другому — светло-голубым. И так далее. Можно сказать: пастельный цвет — это тот, который кажется почти что белым, или, говоря возвышенным слогом, чув­ствуется лишь легкое дыхание цвета.

Если пастельный розовый прочно связан с воспоминаниями о детстве, то, скажем, пастельный зеленый смотрится в любых совре­менных интерьерах. Примеры удачного использования пастельной гаммы можно встретить повсюду, от роскошных апартаментов до детского сада.

-8
-9

Цвета близкие и дополнительные.

Наше восприятие цвета зависит от то­го, с какими другими цветами он соседству­ет, а также от освещения. Есть сочетания цветов, которые обладают необъяснимой при­тягательностью. Найти их не так уж сложно — достаточно обратиться к помощи цветового круга.

Запомните: лучше всего сочетаются цвета, расположенные по соседству. Несколь­ко соседствующих треугольников образуют так называемое цветовое семейство. Вот примеры (имеются в виду не только чистые цвета, но и их оттенки): синий схож с зеленым, красный — с фиолетовым, желтый — с оранжевым. Сочетание цветов-соседей почти всегда хорошо смотрится, оно не - раздражает: между соседями нет контраста.

-10

-11

Возможно использование цветов в цветовом круге, располо­женных напротив друг друга. Обозначаемые цвета в данном случае будут взаимно допол­няющими. Такие сочетания очень контрастны и могут вызвать чувство нервной напряженности, но в них есть своя привле­кательность. Если оба цвета обладают большой интенсивностью, глаз устает и не может сфокусироваться на изображении — оно начинает дрожать. Но если ослабить интенсив­ность красок, полу­чится гармоничный, приятный глазу цветовой баланс. Наиболее распростра­нено общепризнанное сочетание красного и зеленого.

-12
-13

Нейтральные цвета.

В отличие от чистых цветов солнечного спектра, нейтральные цвета не вызывают особых эмоций и не привлекают внимания, но их роль в интерьере очень важна. В одном варианте нейтральный цвет может придать помещению утонченность, в другом — наоборот, деревенскую простоту. В принципе нейтральным называют любой цвет слабой интен­сивности, используемый в качестве фона, который призван подчерки­вать акценты, архитектурные детали, красивую мебель и т. д.

Нейтральные цвета практичны. Вы можете переделывать интерь­ер как угодно, оставив прежний фон и не перекрашивая заново стены.

Палитра нейтральных цветов, от чистого белого до блестящего черного, дает вам возможность широкого выбора. Здесь есть, в частнос­ти, бесчисленные сероватые оттенки всех основных и вторичных цветов.

Профессиональные дизайнеры часто используют такие цвета, как кремовый, рыжевато-коричневый, цвет верблюжьей шерсти, песочный, серый, дымчато-серый, цвет хаки и т. д. Эффектную гамму нейтральных тонов под силу создать не только профессионалу, но и поднаторевшему любителю. Попробуйте, например, поиграть на контрасте черного и белого. Чаще используйте нестандартные материалы — скажем, мрамор или декоративную деревянную обшивку. И учтите: нейтральный интерьер — не обязательно скучный интерьер.

Нейтральная гамма необходима для лучшего звучания интенсив­ных цветов, а также в помещениях, где демонстрируются домашние коллекции.

-14

Когда цвет создаёт настроение.

Краски пейзажа и интерьера, солнечный и лунный свет, цвет одежды — все это влияет на наше настроение. В одну секунду грусть может смениться радостью, замешательство — прозрением, страх — уверенностью в себе. Умело используя цвет, мы можем контролировать состояние своей души.

Многое, конечно, зависит от индивидуальности восприятия. Одни предпочитают голубое, другие — зеленое. У кого-то с определенным цветом связаны воспо­минания о детстве — радостные и не очень. В общем, каждый должен подбирать для интерьера ту цветовую гамму, которая создаст ему внутренний комфорт.

Еще не так давно подбор цветов для оформления интерьеров диктовался исключи­тельно модой на те или иные оттенки. Сейчас с этими условностями покончено. Выбор — только за вами.

Все здесь относительно. Вас этот цвет побуждает к активным действиям, а вашему соседу он говорит: «Устройся поудобнее и по­читай». И все же определенные закономерности существуют.

Поговорим о них.

Цвета транквилизаторы.

Есть цвета, создающие ощущение покоя и благополучия. Они поддерживают неторопливую беседу в кругу семьи или друзей, а могут и скрасить одиночество. Они действуют и поодиночке, и в сочетании с другими цветами.

С незапамятных времен прикосновение к матушке-земле наде­лялось целительной силой. Дизайнеры переняли людской опыт, поэтому краски земли стали основой успокоительных нейтральных цветов. Ана­логичную роль играют цвета, ассоциирующиеся с морем: песочный, ко­ралловый, жемчужный. Отнесем к транквилизаторам и зеленый цвет, который помогает нам приспособиться к новому окружению и новым обстоятельствам.

В эту же группу входят цвета, позаимствованные из красок фло­ры: например, цвет зеленого мха или сосновых иголок. Не забыта

и фауна — популярны наделенные успокоительными свойствами цвета, напоминающие окрас животных — молодого оленя, мыши-полевки, енота и т. д. Применима в данном случае и синяя гамма, от бледного цвета зимнего неба до глубокой синевы летней полуночи. И конечно, на всех благотворно действуют цвета, связанные с воспоминаниями о кухне, где хозяйничала добрая бабушка: цвет кофе, кленового сиропа, топленого молока и т. д. Чувство защищенности дает черный цвет, но в избытке он становится не слишком дружественным, поэтому его надо использовать в меру.

-15
-16

Стимуляторы интеллекта.

Цвета интерьера многое могут сообщить о хозяине дома — на­пример, то, что он часто путешествовал, хорошо начитан, имеет обо всем свое нестандартное мнение. Сейчас расскажем о палитре, которую можно назвать интеллектуальной. Она тоже начинается с теплых красок земли. Непременная ее часть — серый цвет, мягкие теплые оттенки которого способствуют творческому настроению. Правда, эти цвета не должны бросаться в глаза. Они — лишь фон для других цветов. Интеллектуальная палитра не должна быть контрастной, чаще используйте переходные тона.

В эту гамму входят некоторые оттенки синего, настраивающие на доверительную беседу о высоких материях. Уместен и теплый темно-синий цвет. Любопытная деталь: на откровенность настраивают цвета, связанные с почтовой корреспонденцией: цвет синих чернил для авторучки или цвет веленевой бумаги.

В интеллектуальной палитре присутствуют и красные тона, но не все. Предпочтительны максимально близкие к цвету, земли или сложные — скажем, клюквенный или цвет бургундского вина. Чистый красный цвет лучше не использовать. Из других рекомендуем снежно-белый, клеверный, цвета корицы и сандалового дерева.

-17

Радость жизни.

Три основных цвета — красный, синий и желтый — прочно связаны с детской комнатой, с веселыми играми и от­сутствием будничных забот. Поэтому, возможно, их так любят взрослые.

Запомните, что этот эмоциональный эффект достигается за счет контрастов, причем контрастировать должны и сами цвета, и их интенсивность. Веселящая гамма создает ощущение постоянного движения, пробуждает радость жизни. Однако во всем нужна мера — перебор может вызвать раздражение и даже стресс.

В веселую палитру необходимо включать холодный белый фон, подчеркивающий яркость красок. Вообще, белый цвет — основа этой гаммы. Причем можно использовать разные его оттенки — например, цвет ванильного мороженого или зимней луны. Энергию придают опаловый и лютиковый тона, а также цвета различных ягод: клубники, вишни, черники и т. д. Многие из этих цветов по традиции считаются холодными, но даже их светлые оттенки несут радость.

Боюсь повториться, но еще раз советую: действуйте на свое усмотрение. Вы сами должны убедиться, какая гамма дает вам чувство раскрепощённой и веселья.

-18

Целебные цвета.

Целебные цвета, как и успокоительные, тес­но связаны с красками природы. В первую очередь, в эту чудодейственную группу входят многочис­ленные оттенки зеленого. Вы, наверное, заметили обилие растений в офисах, гостиничных холлах, ре­сторанах. Это не случайно: зеленый цвет, как уже говорилось, помогает нам адаптироваться к новой, незнакомой обстановке.

Целебные зеленые тона могут быть как теп­лыми, так и холодными. Следует избегать лишь за­мутненных оттенков — оставьте их для интеллекту­альной палитры. Свойством успокоить, исцелить обладают и цвета осени — вспомните краски осен­них астр, ноготков, настурций, и вы почувствуете, как уходит усталость.

-19