Древний VR
Еще в 1950-1960-х годах психотерапевты применяли технологии VR. Только не такие, какие мы знаем. Человека погружали в среду с трехмерными моделями плохого качество, не было полноценного взаимодействия с ними, поэтому интерес к такого рода терапии остыл.
После в психотерапии начали использовать кино, как материал, после которого приглашали клиента на дальнейшее обсуждение со специалистом его впечатлений. Это хорошо помогает для выявления проблемных тем клиента. Обсуждение отношений между персонажами фильма давало специалистом кучу материла для терапевтической работы.
Что такое VR-терапия
Технологии виртуальной реальности позволили шагнуть дальше.
Существуют различные техники в психотерапии, предлагающие вообразить себя в проблемной ситуации и выполнить в ней определенные воображаемые действия с помощью психотерапевта.
Если раньше психолог просил клиента представить себе определенную ситуацию, то сейчас VR-реальность позволяет окунуть клиента и специалиста в одинаковую воображаемую среду, помимо этого, все параметры контролируются. Есть возможность считывания физиологических данных с помощью датчиков и следить за реакцией пациента на различные акты.
По сути, VR-терапия — это использование уже существующих методик, только на более технологичном уровне.
Как это работает
Для терапевтов существует онлайн-платформа Psious VR Therapy, одна из немногих предоставляющих функционал шлема виртуальной реальности. Годовая подписка стоит примерно $1500 и к ней прилагаются тренировочные материалы с инструктажем. Тренировочная программа включает в себя визуализации различных фобий и тревожных расстройств.
Фобии
В случае фобии человека заставляют столкнуться со своим страхом.
Например, человек, испытывающий ужас от одной мысли о плетущих паутину членистоногих, видит паука в банке. В этой ситуации человек должен определить свое состояние и постепенно достигнуть определенной расслабленности, наблюдая за тем, как его страх снижается. Затем картинка меняется, паук оказывается на столе, потом на руке. Постепенно происходит все большее приближение к пугающему стимулу, а терапевт в этот момент помогает пациенту достичь расслабления и закрепить положительный эффект.
Также, существуют системы, способные справиться с:
- аэрофобией
- боязнью высоты
- социофобия
- психоз
- страх публики
- посттравматический стресс
- депрессия
Побочные эффекты
Общая и единственная проблема VR — киберукачивание.
Пока что не удалось создать VR - очки с таким же четким изображением, как на мониторе. Вернее сказать удалось, но картинка отстает от реальной, что и дает киберукачивание, поэтому и жертвуют качеством изображения.