Найти в Дзене

Об-учении: интертные & подвижные дети. Смотрим как помочь им активизировать работу

Кажется просветители всегда стремились к системе образования, которая позволила бы детям раскрыться во всей их самобытности, во всей полноте их уникальных задатков и способностей. Януш Корчак даёт такую характеристику массовой школе: "Дети втянуты в общую циркуляцию... Здесь обучают их и заботятся об их здоровье и развитии. Здесь их познают, квалифицируют, сортируют, классифицируют..." Между тем, никто и ничто не способен приспособить ребенка к жизни лучше, чем он сам Сопоставляя школу с типографией, Ян Амос Коменский видел как она призвана тиражировать духовный продукт. Психологические исследования показывают, что развитие учебных способностей и творческой одаренности у детей, различающихся по динамическим особенностям нервной системы, протекает по разному. За внешними характеристиками поведения, за успешностью или, возможно, неуспешностью часто скрываются природные характеристики. Дети с противоположными параметрами нервной системы будут успешны при формирование индивидуальног
Оглавление

Кажется просветители всегда стремились к системе образования, которая позволила бы детям раскрыться во всей их самобытности, во всей полноте их уникальных задатков и способностей.

Януш Корчак даёт такую характеристику массовой школе: "Дети втянуты в общую циркуляцию... Здесь обучают их и заботятся об их здоровье и развитии. Здесь их познают, квалифицируют, сортируют, классифицируют..."

Между тем, никто и ничто не способен приспособить ребенка к жизни лучше, чем он сам

Сопоставляя школу с типографией, Ян Амос Коменский видел как она призвана тиражировать духовный продукт.

"Начни жизнь в воде" Beklan Kizilcay
"Начни жизнь в воде" Beklan Kizilcay

Психологические исследования показывают, что развитие учебных способностей и творческой одаренности у детей, различающихся по динамическим особенностям нервной системы, протекает по разному.

За внешними характеристиками поведения, за успешностью или, возможно, неуспешностью часто скрываются природные характеристики.

Дети с противоположными параметрами нервной системы будут успешны при формирование индивидуального стиля, адекватного содержательной стороне психической жизни.

Например, высокая трудоспособность сильной нервной системы ограничивается важным обстоятельством: ребенок на уроке дольше включается, он достаточно инертен. Такому ученику задачи необходимо формулировать от более простых к более сложным.

Обучая инертных детей желательно:

  1. не ожидать от них незамедлительного действия, так как их активность в осуществлении новых задач увеличивается постепенно;
  2. помнить, что инертным детям требуется время для обдумывания - они чаще следуют принятым шаблонам в ответах, домашним заготовкам, избегая импровизаций;
  3. не спрашивать их в начале урока: они с трудом отвлекаются от предыдущих ситуаций - например, от того, чем они были увлечены на перемене;
  4. требуется выделить им время на подготовку, избегая ситуаций, когда требуется быстрый устный ответ на внезапный вопрос;
  5. во время выполнения задачи не переключать внимание такого ученик на другие процессы.
-2

Сейчас в обществе идёт процесс роста концентрации представителей со слабой нервной системы - доля подвижных детей возрастает. И это не случайный процесс: такой ребенок легче обучается, скорее схватывает... Но есть ограничения: при длительной интенсивной работе они допускать ошибки, утомляются и выпадают из процесса.

Вертятся, занимаются посторонними делами, залезают в телефон, передвигают учебники, разбирают ручки...

Как же помочь таким детям активизировать работу?

Определенные трудности в учебной деятельности у подвижных детей обусловлены быстрым угасанием активности, снижением внимания к осуществляемой деятельности (особенно когда она единообразна!) - они в большей степени нуждаются в контроле:

  1. Слабой нервной системе задачи необходимо формировать от сложных к простым, т. е. «брать быка за рога».
  2. Им надо помочь научиться произвольно регулировать свою деятельность: полезно тренировать детей с подвижной нервной перед началом работы выслушивать указания учителя до конца.
  3. Внимательность на уроках нельзя всего лишь потребовать, но вполне возможно многократным повторением требований без упреков и раздражения.
  4. Самую большую трудность учащиеся с подвижной нервной системой испытывают при монотонной работе - у них появляется чувство пресыщения: если учитель не предпримет каких-либо мер, то такие учащиеся начинают отвлекаться.
  5. Мы должны направлять ребенка на поиск иных форм активизации деятельности, например на выявление уникальных путей выполнения задач, иных способов решений.

Многообразие задач, резкие переключения от одних видов деятельности к другим, отсутствие шаблонности — вот те ситуации, которые наиболее благоприятны для учащихся с подвижной нервной системой.

Самую же обширную группу составляют дети, чьи природные динамические особенности нервной системы не вступают в резкие противоречия с требованиями учебной деятельности. Приспособление к учебным ситуациям у них происходит относительно спокойно.

Индивидуальные стили деятельности бесконечно многообразны. Найти для себя оптимальный может только сам ребенок, а задача учителей и родителе — помочь ему в этом.

Правы те учителя, которые придают решающее значение собственной активности ребенка, справедливо считая, что воспитание и обучение достигают своей цели при умелом направлении деятельности.

понравился текст— поставьте лайк :)

По материалам: Акимова М.К. «Психофизиологические особенности индивидуальности школьников» и Элитариум «Сильная и слабая нервная система»