Найти тему
Григорий Смекалов

Китайцы на сахалинской каторге

Первых китайцев на Сахалин привезли японцы?

Наш сосед, а, порою, "друг и союзник" Китай имеет давнюю историю отношений с Россией. Фигурировал в этих отношениях (не однажды) и Сахалин. Если не углубляться в древнюю историю периода Конфуция и китайских летописей династии Сунь, у сахалинцев сложилось мнение, что первые жители Поднебесной на Сахалин были завезены оккупировавшей страну Японией (первая японо-китайская война произошла ещё в 1894 году).

Попробую рассказать о мало известных событиях, когда сама Россия участвовала в переселении на остров подданных императора. Сахалин связывало тогда очень много с КВЖД и Порт-Артуром. К слову, известный житель поста Александровского К.Х.Ландсберг (неоднократно упоминающийся классиками) являлся одновременно агентом КВЖД и поставлял с острова через Порт-Артур шпалы для китайской восточной Ж/Д

 Бляха мл.кондуктора КВЖД , найденная в г. Александровск-Сахалинский
Бляха мл.кондуктора КВЖД , найденная в г. Александровск-Сахалинский

Жители нашего старинного городка Александровска-Сахалинского с детских лет знакомы с информацией о своих ближай­ших соседях на Дальнем Востоке — японцах, китайцах и корей­цах. Последние годы существо­вания Сахалинской области в центре интереса населения ос­трова находилась история на­рода Японии и Кореи и их связи с нашей островной жизнью. Ду­мается, отношения с нашим ве­ликим соседом Китаем незаслу­женно находятся в тени. И дело даже не в том, что со времен Зо­лотой империи чжурчжэней в ХII веке Китай пытался присоеди­нить Сахалин к землям Подне­бесной. Империя даже держала на территории нашего городка средневековую крепость с гар­низоном. Старожилы города ни­когда не спутают район "Китай­ца" к югу от мыса Жонкиер, где остались участки земли в тайге, разработанные трудолюбивыми руками китайцев, в памяти ста­рожилов сохранились воспоми­нания о целых поселках, осно­ванных лицами китайской на­циональности. Таковым по одной из версий являлся поселок Озерная падь Октябрьского поссовета.

Официальная версия появле­ния китайцев на Сахалине в XX веке относится к результатам захватнических войн Японии и использованию рабского труда порабощенных народов на своих концессиях на Сахалине. Но были и, прямо скажем, экзоти­ческие способы попадания ки­тайцев на Сахалин. На предло­женной фотографии начала XX века из альбома известного александровского фотографа Ивана Николаевича Краснова мы увидим забитых и изможденных китайских крестьян, которых привезут несколь­кими годами позже. Это холеные, одетые в форму, и смотря­щие как бы с вы­зовом китайские солдаты на пристани поста Александ­ровского. Это военнопленные, "комбатанты", как тогда принято было их называть.

Китайские военнопленные в порту поста Александровского 1901 год (из альбома И.Н. Краснова)
Китайские военнопленные в порту поста Александровского 1901 год (из альбома И.Н. Краснова)

В 1899-1901 годах в Север­ном Китае происходило по сути своей антизападное, антиколони­альное восстание, поднятое тай­ным обществом Ихэцюань — "Кулак во имя справедливости и согласия", откуда аналогия с бок­сом и западное название "Бок­серское восстание". Позже оно было переименовано в Ихэтуань ("Отряды справедливости и со­гласия"), поэтому оно называется Ихэтуаньским, Это общество возникло в среде среднего класса империи после серии постигших страну военных неудач и при­родных катастроф, причиной ко­торых его основатели считали забвение национальных тради­ций. Именно к этому времени полумистическая организация сколотила существенную армию, солдаты которой занимались «восточными единоборствами», как принято теперь говорить: особой гимнастикой, напомина­ющей "бой с тенью" и дающей по их мнению, свёрхъестественные силы, включая неуязвимость от пуль. Сначала "боксеры" выступали против правящей Маньчжурской династии (ЦИН), но вдовствующая императрица Цыси умело переориентировала народный гнев на ино­странцев. В конце 1899 года ихэтуанъцы начали нападать на хрис­тианские миссии, а в июне 1900 года вступили в Пекин. Перебив про­живавших в городе местных и за­падных христиан, они осадили окру­женный стеной квартал, где находи­лись иностранные представительства. В августе армиями колониальных держав, в число которых входила и Россия, осада была снята, Кстати, это был единственный случай в исто­рии, когда Россия была союзницей японских самураев. Сахалинские чиновники вплоть до русско-японской войны принимали ордена агрессоров Страны Восходящего Солнца. Да бог с ней, колониальной политикой самодержавия и выпол­нением им "союзнического долга". А причем же Сахалин, скажете вы? А при том, что в блистательных по­бедах над "знатоками восточных единоборств" принимали воины Са­халинского отряда. Они думали, мне кажется, не о колониальных инте­ресах России, когда видели в Пеки­не насаженные на шесты головы христиан и иностранцев. Только в посольском квартале в Пекине были убиты 231 европеец, в основном священники. Чтобы ихэтуаньцы не мешали открытому грабежу древ­ней столицы иностранными дер­жавами, их отправили как воен­нопленных в лагеря. Так появи­лась данная фотография.

 Всем участникам по указу Николая II выдали медали. Медали были из серебра и бронзы. Серебряная давалась тем, кто непосредственно принимал участи в подавлении восстания. Медали из светлой бронзы давали солдатам, служившим на территории Китая, а также всем, кто помогал - священники, лекари и т.п.
Всем участникам по указу Николая II выдали медали. Медали были из серебра и бронзы. Серебряная давалась тем, кто непосредственно принимал участи в подавлении восстания. Медали из светлой бронзы давали солдатам, служившим на территории Китая, а также всем, кто помогал - священники, лекари и т.п.
-4


Всем участникам по указу Николая II выдали медали. Медали были из серебра и бронзы. Серебряная давалась тем, кто непосредственно принимал участи в подавлении восстания. Медали из светлой бронзы давали солдатам, служившим на территории Китая, а также всем, кто помогал - священники, лекари и т.п.

Хотя Китайские походы 1900-1901 гг. больших политических выгод России не принесли: КВЖД была возвращена в разгромленном виде, Китай заплатил достаточно умеренную контрибуцию в 71 млн. рублей; эти события явились боевым крещением для Амурского и Забайкальского казачьих войск и вновь сформированных Восточно-Сибирских стрелковых полков. Личный состав их оказался превосходным, получив закалку в долголетней и многотрудной службе на беспокойной восточной окраине России.

Конфликт официально завер­шился подписанием в сентябре 1901 года так называемого "Бок­серского протокола", обложившего Китай огромными контрибуция­ми. К слову, России Китай должен был выплачивать солидные, сум­мы более 70 лет. Но "великий Вождь всех времен и народов" И.В.Сталин по дружески простил Китаю этот долг уже в советское время. Дружбы это нам не при­бавило, но появление на Сахалине свободолюбивых китайцев оберну­лось для Российской империи до­полнительными проблемами. Ки­тайский пролетариат стал одним из возбудителей спокойствия на Сахалине.

Китайцы-каторжане на рынке п. Александровского из коллекции Нью-Йоркской публичной библиотеки.
Китайцы-каторжане на рынке п. Александровского из коллекции Нью-Йоркской публичной библиотеки.

Уже в 1910 году состоялась одна из самых крупных забастовок на Дуйском руднике промышленной компании "В.А.Кузнецов и К". Инициаторами забастовки были китайские поданные Чу Ви-жу, Ли-фу, Цун Хай-шан.

И сейчас в нашем городе живут симпатичные потомки бывших ки­тайских подданных, которые иначе чем сахалинцами себя не назы­вают.

-6

P.s. Нашел у Чарльз Генри Хоуз, На восточной окраине, Ю-С.,Сахалинское книжное из-во,2003. с.355

Печатано по изданию Харпер @ Бразерс, 1904

Город от пристани отделяет низкорослый лес; кроме нескольких домов здесь располагаются лазарет и длинные приземистые таможенные и карантинные склады.

В карантинных складах прошлой (1901-1902 г.- Г.С.) зимой содержались каторжники-китайцы. Во время Боксерского восстания русские захватили в районе Порт-Артура военного инструктора Хун Дун-сю, прошедшего подготовку в Англии, и 138 молодых китайцев, курсантов артиллерийского училища. Всех сослали на Сахалин. Власти пытались привлечь их к работе; говорили, что их направили на угольные шахты, но я этому не верю. По международным законам Хун Дун-сю считался военнопленным, и он имел права, которых лишены обычные каторжники. Одного из пленных я как-то встретил в Александровске, но остальные покинули остров еще в начале года.

С. 292-293