Найти тему
Sport Bike

Длинные и короткие передачи.

Оглавление
На Yamaha R1 вторую можно не включать до 140-150 км/ч. При разгоне 0-100 КПП не требует переключений.
На Yamaha R1 вторую можно не включать до 140-150 км/ч. При разгоне 0-100 КПП не требует переключений.

В обзорах и описаниях авто- и мототехники часто можно встретить такие особенности трансмиссии, как длинные и короткие передачи. Однако эти простые термины могут быть понятны не всем автомобилистам и мотоциклистам, особенно, начинающим. Иногда возникает путаница, не позволяющая понять специфику конкретной КПП. Поэтому сейчас разберемся, как понять, что такое длинные и короткие передачи, в чем их отличия, плюсы и минусы.

Длинные передачи

Длинная – это передача КПП, способная работать в широком диапазоне оборотов двигателя и скоростей автомобиля. Она может охватывать, условно говоря, диапазон от 0 до 70, от 60 до 120, или от 100 до 150 км/ч.

Длинная в значительной части перекрывает соседние (предыдущую, если речь не о первой, и следующую, если речь не о верхней). То есть, автомобиль или мотоцикл может ехать со скоростью, например, 100 км/ч, на второй, поддерживая 5000 об/мин, на первой – с 7000 об/мин, или на третьей, но с 4000 об/мин.

Длинными передачами обладало большинство старых автомобилей и мотоциклов с трех- или четырехступенчатой коробкой. Преимуществами таких КПП были простота конструкции и потребность в малой частоте переключения скоростей. Можно на старте воткнуть вторую, тронуться на ней, и весь день катать по городу, не переключаясь на третью.

Недостатки таких передач – низкая эффективность использования возможностей двигателя и не лучшая топливная эффективность. Ведь если автомобиль движется без переключений КПП в широком диапазоне скоростей, то на низких он не развивает хорошие мощность и крутящий момент, а на высоких – движок «перекручивается», из-за чего расходует больше топлива и быстрее изнашивается.

Короткие передачи

Короткая – это передача КПП, работающая в узком диапазоне скоростей движения. Если на первой двигатель уходит «в отсечку» уже на 30 км/ч, на второй – на 50 км/ч, а на третьей – на 70 км/ч, то это именно коробка с короткими передачами. Как можно понять из примера, ее так называют по причине малого «расстояния» между скоростями.

У коротких передач малое перекрытие друг с другом. Просто так опуститься с пятой на четвертую, чтобы получить больше мощности и момента для резкого обгона, с ними порой проблематично (можно, но до отсечки мало пространства). Но зато такие скорости позволяют наиболее эффективно использовать возможности мотора, ловить пик его характеристик.

Короткие широко используются на дизельной спецтехнике, где движки весьма низкооборотистые. Чтобы задействовать максимум мощи, интервал между скоростями движения делают небольшим, поэтому для более-менее быстрого движения (хотя бы 40-50 км/ч) в тракторах и тому подобной технике часто применяют повышающий ряд.

Преимущество в виде эффективного использования мощностей двигателя иногда полезно в спортивных автомобилях и мотоциклах. При переключении скоростей не происходит резкого падения оборотов ДВС, ухудшающего динамику. Но на «гражданском» транспорте у них тоже есть свои плюсы. Ведь если подобрать передаточные числа таким образом, чтобы мотор мог нормально поддерживать крейсерские обороты (те, при которых соотношение выдаваемой мощности, скорости и расхода топлива самое выгодное) на любой из скоростей коробки, любой скорости движения – можно добиться повышения топливной эффективности.

Практическое применение

Коробками с выраженно длинными или укороченными всеми передачами автомобили и мотоциклы оснащаются не так и часто. Инженеры стараются придерживаться баланса. Показатели «длиннее/короче» чаще всего используются при сравнении одинаковых или похожих ТС, отличающихся трансмиссией. Если в версии автомобиля или мотоцикла с одной коробкой движок на первой идет «в отсечку» на 50 км/ч, а на модификации с другой – на 70 км/ч, то, как можно понять, первую КПП назовут короткой, вторую – длинной.

Широко распространено и комбинирование передаточных чисел таким образом, чтобы трансмиссия сочетала и длинные, и короткие передачи. Особо часто такое встречается на транспорте с высокой энерговооруженностью: мотоциклах, спортивных автомобилях с «механикой». На них первая делается длинной для быстрого «выстреливания» и избавления от потерь времени на переключение скоростей, а следующие – короче для максимально эффективного использования потенциала ДВС при быстром движении.У многих спортбайков первая может охватывать диапазон от 0 до 70-90 км/ч, а на мотоциклах суперспорт – и свыше 100 км/ч. Для разгона до сотни коробку нужно переключить максимум один раз (на вторую). Невысокие мощность и момент мотора при низких оборотах, развиваемые вначале разгона, компенсируются при этом высокой энерговооруженностью (соотношением л.с. на килограмм массы).