Найти в Дзене
Сергей Мишенёв

Ведьмак. Апофеоз чешской школы

Чешская (исторически правильнее говорить «чехословацкая») школа сценического исторического фехтования высоко ценится в мире кино. Несмотря на конкуренцию сильнейших трюкачей нового поколения в США, крутой азиатской «мафии» и древнего династического опыта французской семьи Карлье, чешские и словацкие каскадеры уверенно держат огромный сегмент мирового рынка исторического кино и блестяще проявляют себя в диапазоне от Мосфильма до Голливуда.

Можно довольно долго перечислять киноработы этих мастеров и, в большинстве случаев, простые зрители будут удивлены участием чехов и словаков в таких проектах как «Жанна д`Арк» Люка Бессона, «Шанхайские рыцари» Дэвида Добкина и даже отечественного «Волкодава» Михаила Лебедева. Однако сегодня речь о самой свежей и, пожалуй, самой популярной работе с участием бойцов этой школы – американо-польском сериале «Ведьмак», снятого компанией Netflix.

Среди всех боев этого сериала, мы останавливаем выбор на поединке главного героя и княжны Ренфри. Эта сцена, по мнению критиков, является одним из украшений сериала. Однако, мне попадались и другие мнения, суть которых сводится к пожеланию героине научиться фехтовать.

Итак, о чем же речь?

Герои встречаются на рыночной площади, устраивают схватку на 57 секунд, после чего, выдержав эффектную паузу, Ведьмак Геральт закалывает девушку ее же кинжалом.

Фехтовальные сцены в сериале ставил чешский специалист Владимир Фурдик, более известный под псевдонимом Влад Фурдо.

Влад Фурдо
Влад Фурдо

И, при просмотре этих сцен чехословацкий стиль работы сразу бросается в глаза. В отличии, скажем, от американской традиции, для чехов более характерна работа клинками с минимальным содержанием акробатики и фланкировки. Эта аккуратность с выбором выразительных средств сразу придает чешским постановкам несколько большую достоверность. К примеру, в нашем поединке вообще нет ни одного акробатического элемента, а вся фланкировка ограничена позициями защит, при которых главный герой довольно часто меняет удержание оружия с классического на так называемое «посоховое». Такой прием, кстати, тоже способен вызвать сомнение относительно реалистичности хореографии. По крайней мере, английский эксперт Дэвид Роулингс, который анализировал бои в «Ведьмаке», именно этот элемент счел слишком искусственным.

Однако…

Историческая справка №1.

Посоховый хват длинного клинкового оружия в европейской боевой традиции явление крайне редкое. Тем не менее, оно существует. Например, такое удержание можно увидеть на французской миниатюре ок. 1334 года. Вряд ли художник имел в виду, что боец фехтовал, держа меч именно таким способом. Но даже отдельный момент, оправданный эпизодической ситуацией, вполне интересен и показателен.

Битва Карла Великого с язычниками. Французская миниатюра ок. 1334 года, ошибочно называемая "Битвой при Мюльдорфе". Хорошо виден удар, при котором атакующий рыцарь удерживает меч обратным хватом.
Битва Карла Великого с язычниками. Французская миниатюра ок. 1334 года, ошибочно называемая "Битвой при Мюльдорфе". Хорошо виден удар, при котором атакующий рыцарь удерживает меч обратным хватом.

С 15 века, с распространением более длинных мечей, которые стали удерживать двумя руками, появилось удержание Halbschwert – полумеч. Отчасти, этот способ можно соотнести с посоховым хватом. Наконец, в 1653 году, в трактате Франческо Альфиери мы видим пару бойцов с двуручными мечами, которые отчетливо удерживают свое оружие посохом…

Иллюстрация из учебника Альфиери 1653 года.
Иллюстрация из учебника Альфиери 1653 года.

Интересно, что в постановке практически нет никакого развития. Поединок сразу начинается активно, в характерно высоком чехословацком темпе. Отсутствие какой бы то ни было разведки или предварительного маневрирования в традиционной хореографии отвечает сразу за несколько зрительских ощущений. В нашем случае, автор боя намекает нам на очень высокий уровень мастерства противников. Как писал Александр Дюма «д`Артаньян был слишком хорошим дуэлистом, чтобы «щупать» своего противника, как говорят фехтовальщики».

Именно так и поступает Ренфри: не утруждая себя «щупанием», она бросается в решительную атаку и далее, все 57 секунд мы наслаждаемся скоростью, звоном и красивыми героическими позами, которые Влад Фурдо очень искусно перемежает с элементами высокой динамики.

И вот, в руках у Ренфри появляется кинжал.

Историческая справка №2.

Интересно, что комбинация меч и кинжал в истории фехтования совершенно не характерна. Не существует ни одного средневекового трактата, в котором рассматривался бы такой способ фехтования. Лишь очень немногие, единичные изображения, демонстрируют нам несколько приемов, в которых, впрочем, кинжал используется не для фехтования, а для нанесения решающего удара.

Впрочем, изображение средневекового рыцаря в боевой стойке с мечом и кинжалом существует. Однако, стоит отметить, что это рисунок 19 века и имеет он отношение как раз к тому периоду истории, когда средневековье было вновь открыто историками, и сквозь романтическую призму рыцарских романов наполнилось целым букетом глубоко неверных стереотипов.

Рыцарь в готическом доспехе с мечом и кинжалом. Изображение 19 века.
Рыцарь в готическом доспехе с мечом и кинжалом. Изображение 19 века.

А в остальном на этом рисунке все верно – средневековый воин стоит с мечом и кинжалом, причем удерживает кинжал испанским хватом, точно как наша героиня…

Эмма Эпплтон в роли Ренфри с мечом и кинжалом.
Эмма Эпплтон в роли Ренфри с мечом и кинжалом.

Надо отдать должное мастерству Влада Фурдо. Получив в качестве исходного материала героиню с мечом и кинжалом, он избежал соблазна применить развитую рапирно-кинжальную технику эпохи Ренессанса. Снабженная не типичным оружием Ренфри не стала вставать в поздние итальянские стойки и пытаться отбить кинжалом удары довольно внушительного меча. Хореография осталась «средневековой», жесткой и убедительной. И при этом, Фурдо нашел пару изысканных элементов, которые органично вписались в рисунок боя, не разрушая его брутальной атмосферы.

Один из таких элементов – перекладывание оружия из руки в руку за спиной. С одной стороны – прием в кинематографе не новый. Наиболее ярко его раскрыл французский постановщик фехтовальных сцен Клод Карлье в фильме Бертрана Тавернье «Дочь д`Артаньяна» (1994). В версии Карлье, прием получил оригинальное название – «Монпарнасская змейка» – и солидное актерское наполнение от исполнителя роли д`Артаньяна Филиппа Нуаре.

Однако, в 1994 году, Монпарнасская змейка исполняется всего лишь одной шпагой. В случае Ведьмака, Ренфри успевает переложить кинжал в правую руку таким образом, что и меч и кинжал оказываются в одной руке, но их острия смотрят в разные стороны. Такая находка придает старому трюку совершенно новое, интересное звучание.

Это, правда, не спасает княжну. Спустя несколько секунд, Ведьмак отнимает у нее меч и убедительно фиксирует победу, приставив свой клинок к горлу девушки.

И вот, наступает заключительный момент поединка. Не желая сдаваться, Ренфри вновь перекладывает свой оставшийся кинжал из левой руки в правую и отчаянно атакует противника. Дальше неинтересно – кинжал оказывается в горле у героини.

Но хочется вернуться не пару секунд назад. Итак, Ренфри последний раз перекладывает кинжал из левой руки в правую (она же правша) для решающей атаки… Но делает она это настолько безыскусно, настолько просто и очевидно, что при первом просмотре меня охватило некоторое разочарование. Никакого трюка, никакого хореографического изыска.

Однако, пересмотрев сцену несколько раз, я вдруг почувствовал безусловное доверие именно к этому движению, которое перестало быть частью отчаянного поединка, и осталось последним, почти что трогательным аргументом проигравшей стороны. Это простое, немного неловкое перекладывание кинжала в удобную руку, лишенное всякой «крутизны», скорости и боевого ритма, войдя в критический диссонанс со всей предшествующей, типично чешской хореографией, принесло какое-то особое доверие к происходящему.

Трудно сказать, какие психологические законы тут срабатывают, но эта предельная естественность как бы гарантировала правду всей истории в целом.

И, кому как, а мне именно этот контраст со всей предшествующей историей, эта странная простота последнего движения Ренфри стало самой гениальной точкой боя, которую поставил Влад Фурдо.

-7

Список использованных произведений.

«Ведьмак». Телесериал компании Netflix. Первый сезон, первая серия. Режиссер Алик Сахаров.

Франческо Альфиери. Трактат «L’arte di ben maneggiare la spada». Первая публикация 1653 год.

Александр Дюма. Роман «Двадцать лет спустя». Первая публикация 1845 год.

«Дочь д`Артаньяна». Режиссер Филипп Тавернье. 1994 год.