Однажды мы всей семьей с детьми поехали в автопутешествие на Кавказ. В целом народ там вполне себе дружелюбный, к путешественникам относятся по принципу "как вы к нам, так и мы к вам" — поэтому мы везде встречали теплый радушный прием, на меня сыпались комплименты от мужчин, а детей одаривали конфетами и фруктами.
Все было замечательно. Провели неделю в Грузии и двинули дальше в Армению. Российско-грузинская таможня кроме потери 6 часов времени не доставила неприятностей. А вот грузино-армянская... Если на выезд из Грузии никаких проблем не было, то въезд в Армению запомнился мне надолго. Отсидев все очереди и заполнив все бумаги, оплатив какой-то там туристический сбор, я уже подавала документы в последнее окно на оплату экологического сбора за въезд на авто или что-то в этом роде. Сейчас точно не помню, 5 лет прошло, но смысл тот. Приготовила сумму в эквиваленте 20 долларов, и вдруг вижу - на квитанции написано 50 баксов! А это, знаете ли, сумма, с которой мне жаль было расставаться. Тем более, я была уверена, это идет не в государственный бюджет, а в карман местным "таможенным брокерам".
Стала выяснять. И тут оказалось, что я, въехав на Соболе, который фактически легковая машина, должна заплатить как за туристический автобус, потому что, видите ли, в стс написано "автобус.прочие"! Стала пытаться вежливо объяснить, что категория транспортного средства В, что 7 мест, что вот он этот Соболь у них на парковке стоит - никакой это не туристический автобус. Что вот же у них на стене висит их же плакат с тарифами, на котором микроавтобус въезжает за 20-ку. И после этого был единственный за всю поездку раз, когда меня реально оскорбили. Я уже по интонации поняла, что они по-армянски меня называют нехорошими словами. А потом они и по-русски обозвали меня. В общем, диалог стал уходить в плоскость обсуждения умственных способностей русских женщин, особенно блондинок, а таможня рисковала стать новой "горячей точкой". Если до этого я еще соблюдала приличия, то после "тупой русской курицы" мне ничего не оставалось, как вспомнить период работы в военной части (да, и такое у меня было). А именно — как разговаривал прапорщик Буслаев с новобранцами. Там штук 15 производных от известных матерных слов, которые я и употребила. На шум пришли водители, которые сидели в очереди, трое уже стали вступаться за меня. Не исключено, что назревал межнациональный конфликт. В это время — о чудо! — пришли два офицера с въездного КПП. Один местный, а второй ООН-овский из миротворческого контингента. "Таможенные брокеры" моментально "сдулись". При этом они меня попытались выставить истеричкой и скандалисткой. Но увидев "квитанцию" на 50 баксов, выписанную на Соболь, вояка что-то сказал барыге, после чего тот, красный от злости, махнул рукой и прошипел "Ничего не надо! Так езжай!"
А ведь мне предстояло еще проезжать обратно эту таможню. Но впереди были 10 дней по Армении, карта с маршрутом по историческим местам, приглашение в гости от местного художника... и я постаралась не думать о повторном проезде этой таможни.
Поездка, как и планировалась, получилась замечательной. Потеря глушителя на разбитой дороге — это была такая мелочь по сравнению с приятными впечатлениями!
Но... момент обратного пересечения границы настал. Соболь грохотал, как реактивный самолет, когда я въезжала на парковку и парковалась возле печально известного мне здания таможни. Каково же было мое удивление, когда из конторы выскочил знакомый мне таможенник и замахал руками, закричал: "Ничего не надо, я тебя помню, ради бога, быстрее ехай отсюда! Не надо скандал, не надо деньги, не надо очередь, давай бумагу я штамп ставлю и уезжай поскорее!" И уже, когда он отошел, я слышала, как он отвечает кому-то на вопрос: "Это не баба, честно, это демон, ведьма, шайтан!"
Осталось только выдохнуть с облегчением и ехать дальше!
Остаюсь ваша, скучающая по дальним странствиям, Блондинка на Газели.
Не забудьте поставить лайк и подписаться на канал!