Найти в Дзене
Илья Алекминский

ПЛЁС

                                                                                                              В   4-х  частях.

Часть 1. ПЛЁС.

С некоторых пор стал любить дорогу. Если хорошая отзывчивая машина под задом, когда гладкая дорога, когда солнце весеннее мартовское желанное не покидает небосклон, то ты на правильном пути. Машина твой друг и лучший помощник. Она же  — уникальный мобильный салон любимой музыки, где хоть и сидишь, держишься за руль и получаешь удовольствие, но при этом преодолеваешь расстояния. Ты весел, подпеваешь своим кумирам и ждёшь впереди то, за что ты готов отсидеть 500 километров. Настроение на самой высшей точке, ты готов быть вежливым на дороге, улыбаешься всем участникам дорожного движения и щедро разбрасываешь позитив за пределы салона во внешнюю среду...

Но не бывает счастья много, иначе это уже не счастье.

По заранее проложенному маршруту первым объектом поклонения — Юрьев-Польский. Сворачиваю вправо и весь мой задор растряхивается на колдобинах ведущих к древнему славному городу, являющемуся ровесником Москвы.

Далее всё о грустном - о Юрьев-Польском.

Чёрт меня дернул поехать в это место. Подумал: — всего-то 60 км свернуть с дороги туда и 60 обратно, но зато полюбуюсь храмом 13 века. Но...

Сначала уделал машину по дороге в Юрьев-Польский. Потом с глубоким сожалением к историческому прошлому, глаза б мои всё это не видели, осмотрел достопримечательности. Вот куда не надо никому ездить. Там умирает русская архитектура. Там издыхает национальная культура.

На въезде в город высоченная колокольня и уже разрушенный собор Петра и Павла. Здесь был монастырь. Остановился под останками стен собора перекусить в машине. Ел и давился. Расстроился. Грустно…

Шикарные (даже сквозь разруху видно) церкви - заканчивают своё существование. Сейчас, на наших глазах. Больно смотреть, как умирает труд наших предков, а мы не можем этому воспрепятствовать.

Георгиевский собор Собор 1234 года. 13 век. Что называется городской «конёк». Когда то, видимо, поражал своим величием. Собор, последний до монгольского периода в России, последний с обилием рельефа на фасадах, последний из ярко выраженной архитектурной школы периода владимирского зодчества. Но не скажешь, что собор имеет какое-то значение и является значительным архитектурным объектом.

Георгиевский собор в Юрьеве-Польском, равно как и сам Юрьев-Польский, явился на свет благодаря князю Юрию Долгорукому.

Первый собор имел очень простую конструкцию (кубический объем, одна глава, четыре столпа) и суровую внешность. Простоял он недолго. В 1230 году внук Юрия князь Святослав Всеволодович разрушил дедову церковь, так как она, по свидетельству летописи, «обветшала и поломалася».

Сломав старый Георгиевский собор, Святослав Всеволодович:

«созда паки церковь чудну зело, вельми украси ю резным камением от подошвы и до верху — святых лики и праздники...»

На самом деле соборы тех времён должны выглядеть таким образом. Так, видимо, внук Юрия Долгорукого представлял себе собор.

-4

Это реконструкция учёных. Небо и земля - не правда ли? А кто, спросите вы так надругался над Георгиевским собором? А не сложно догадаться – попы. 650 лет они уделали собор пристройками, колокольнями и довели до неузнаваемого состояния. Не раз от собора отваливались огромные куски, но не восстанавливались в прежних формах. И вот итог – Георгиевский собор на ваших глазах.  Царская комиссия, удручённая состоянием собора определила путем реставрации привести славу русской архитектуры в прежний вид. Был представлен проект, но помешала первая мировая война. Потом случился 1917 год и собор остался в неприглядном виде до сих пор. А люди ходят, смотрят и недоумевают, что тут такого интересного и значительного в  украшенной рельефом коробке? И правы, что удивляются.  

Рядом Кремль. Ободранный и уделанный. Всё в грязи, с крыш течёт, земля голая, кустов, деревьев - нет. Нет даже намёка на благоустройство. Кругом ни единой души. Такой раздрай невозможно терпеть глазам. И хорошо, что люди не ходят, такое нельзя показывать.

Вся старая часть города уделана зданиями советской поры и окончательно добита новыми постройками. И все это говно заклеено невероятной рекламой. Местные мэры не понимают и не хотят понимать, как содержать города. А самое главное жители в этом существуют и считают это нормой, делясь невежеством со своим детьми. И потом пойми - откуда мы такие дикие.

Итог: в Юрьев-Польском не снял ни одного кадра, кроме сохранившихся барельефов собора 13 века. Знаете, я для себя решил не фотографировать объекты «не в форме», как не хорошо снимать умирающих или больных людей. Не этично...

Стал замечать такие вещи. Например, будучи в Ростове Великом, в Коломне, в Петергофе, Свияжске, Суздале — культовых российских туристических малых городах, - проехался по улицам и был приятно удивлён - почти нет строений советской эпохи, которые обезобразили всю провинцию на века. Что не в малой степени позволило этим городам занять высокий статус достопримечательных мест.

Новые же современные дома частного сектора на их территориях выглядят прилично, с элементами усложнения ради достойного вида. И я так понимаю, когда люди живут в приличной среде, с воспитанным глазом от исторического окружения, они не могут себе позволить упрощенного подхода к своему жилью. Да, дороже, но сформировавшийся вкус не разрешает забывать, что ты человек, и, что жилая коробка унизит тебя в глазах людей. Яркий пример тому и город Плёс, где я уже был, и снова хочу туда.

Юрьеву-Польскому в этом смысле дико не повезло. По нему прокатилась безжалостная машина варваров, которая не делала что надо, и много наделала того, чего не надо.

В общем мой восторг от погоды, от дороги, от природы, от ожидания чего-то хорошего, был изрядно омрачён с того момента, как я свернул на Юрьев-Польский. Сначала дорога мне вытряхнула душу, сдвинула с нормального положения все мои органы, потом сам город поранил мне сердце. Покинул город, который стремиться попасть в группу городов Золотого Кольца, с облегчением и пониманием, что сюда ездить не надо, - вредно для здоровья. А иностранцам так и вовсе  нужно запретить посещение, как объекта огромного отрицательного идеологического значения.

Ребята, если вы не были в Юрьев-Польском, то вам безмерно повезло: вы не подорвёте себе сердце, не потеряете время и хорошее настроение.