После создания самолета Ту-104 для линий средней протяженности , КБ Туполева начало проектирование самолета для маршрутов с дальностью до 2000 километров. В качестве двигателя предполагалось использовать турбореактивный двухконтурный Д-20П разработки КБ Соловьева, что по тем временам было новинкой.
18 июля 1958 года вышло постановление правительства , в котором поручалось КБ Туполева спроектировать самолет с заданными техническими характеристиками.
29 марта 1960 года состоялся первый полет прототипа.
Производство планировалось развернуть на Харьковском авиазаводе, где в итоге было построено 165 самолетов.
Я не буду тут подробно рассказывать историю создания и эксплуатации самолетов данного типа, а остановлюсь только на том, в какие страны поставлялся Ту-124.
В отличии от Ту-104, который поставлялся только в Чехословакию (6 самолетов), Ту-124 поставлялся в несколько стран.
В основном поставлялась модификация Ту-124К "Салон".
1. Три Ту-124 было поставлено в Индию . Там они эксплуатировались в ВВС в модификации "салон" . 5 ноября 1977 года один из самолетов был разбит при посадке. Два остальных сохранились в виде памятников.
2. Два самолета эксплуатировали ВВС Китая. Они тоже сохранились.
3. Три самолета принадлежали ВВС ГДР в модификации "салон", но в 70-е вернулись в СССР. Один из них сохранился в виде памятника в г.Кимры
4. Также три Ту-124 поставлялись в Чехословакию в качестве обычных пассажирских самолетов. Один из них был разбит при посадке в Цюрихе с не выпущенными шасси. Остальные два Ту-124 были возвращены в СССР в 1973 году.
5. Два Ту-124 модификации "салон" были поставлены в Ирак, где использовались в ВВС. Были уничтожены в 1991 году вовремя боевых действий.
6.Ну и ещё два Ту-124К недолго эксплуатировались в ВВС Венгрии, но через год после поставки были возвращены в СССР.