30 мая со 2-й попытки компания Space-X запустила-таки пилотируемый корабль Crew Dragon к Международной космической станции с астронавтами на борту. В первый раз помешала погода. А сегодня, 31-го мая, они успешно состыковались с МКС и перешли на борт станции.
Вообще, Space-X интересный феномен в коммерческом ракетостроении с точки зрения темпов, технологий, и просто отношения к тому, что они делают.
Вчера запустили Crew-Dragon, а сегодня взорвали прототип Starship SN4.
Буквально через пару минут после испытаний Static fire что-то пошло не так. Но этой истории посвятим, возможно, отдельную статью. Это касается разработки и испытаний корабля, который в будущем полетит к Марсу.
Сам Илон Маск, да и компания в целом весьма спокойно относится к провалам, ошибкам, взрывам, и так далее. При этом уделяет огромное внимание безопасности.
Итог - интересные темпы развития технологии, готовность ко все более сложным вызовам, и отработка новых возможностей.
Но вернемся к пилотируемому запуску.
Этот запуск - 84-й в истории ракеты-носителя Falcon-9, так что опыт наработан немалый. И, если я правильно понял, для контрактов с NASA будут всегда использоваться новые, нелетавшие ракеты и Crew Dragon'ы - орбитальные корабли. Хотя могу ошибаться.
При этом, как всегда, все прошло штатно, более того, первая ступень мягко вертикально приземлилась на специальную баржу в океане с романтическим название "Of course I still love you" (конечно, я все еще тебя люблю).
Экипаж
Экипаж - 2 астронавта - Боб Бенкен и Даг Хёрли. Оба ранее летали на шаттлах, и окрестили имя своему орбитальному кораблю Endeavor (Эндевор можно перевести как "стремление", таким было имя одного из шаттлов).
Интересно, что и Боб и Даг имеют "космические семьи" - их жены тоже астронавты!
Жена Боба - Меган МакАртур -доктор наук, океанограф, астронавт, дважды летала на шаттлах.
Жена Дага - Карен Найберг - инженер-механик, летала на шаттле и на Союзе.
Crew Dragon и Союзы
Орбитальный корабль вмещает до 7 человек в перспективе. Для контрактов с NASA будут создаваться аппараты, рассчитанные на 4х астронавтов. Союз обычно вмещает 3х космонавтов.
По грузоподъемности есть смысл сравнивать Falcon-9 и Союз-2, например. Falcon-9 выводит до 23 тонн, а Союз-2 (ракета-носитель) до 10 тонн на низкую околоземную орбиту. В переводе на полезный груз, кроме людей это означает, что Crew Dragon может взять на борт, помимо экипажа, до 12 тонн груза. Но здесь могу ошибаться. Кроме того, данные о выводимой нагрузке связаны с опорной точкой старта. Флорида, мыс Канаверал находится на 28 градусах северной широты, Байконур же был гораздо севернее - 45 градусов Северной широты, а космодром "Восточный" еще севернее, 51 градус Северной широты. Поэтому по-честному сравнивать характеристики двигательной установки можно только в том случае, если они заявляют выводимую нагрузку при старте с одной и той же широты. Не буду вдаваться в подробности, но это связано с тем, что линейная скорость вращения земли добавляется к скорости самого корабля, а она тем больше, чем ближе стартовая точка к экватору. То есть с экватора запускать энергетически выгоднее всего.
Crew Dragon имеет 1 отсек, но относительно просторный. В Союзе 2 осека, и они, с одной стороны, менее просторные , но и более функциональные.
Союз предусматривает возможность автономного длительного пребывания на орбите, а Crew Dragon - это аппарат доставки на орбитальную станцию.
В Crew Dragon все минималистично. Но радуют тач-скрин дисплеи в качестве приборной панели. Однако это лишь первый вариант, и Спейс-Икс доказала, что они умеют доводить дела до совершенства. Так что посмотрим!
Система аварийного спасения (САС) есть и на российском аппарате, и на Crew Dragon. Сравнить, какая лучше, трудно. С одной стороны, твердотопливная система на Союзах проста, и потому высоконадежна. Спейс-Икс же изначально планировал вертикальную посадку на двигателях, поэтому отработал вариант с жидкостным ракетным двигателем - и для посадки, и для аварийного спасения. В целом САС на американском аппарате прошла тестирование, также показала свою эффективность. Однако от вертикальной посадки по требованиям NASA пришлось отказаться, и приземляться (приводняться) Crew Dragon будет по-старинке на парашютах.
Что касается стоимости отправки 1 человека к МКС, Россия запрашивает сейчас примерно 90 млн.долларов, в то время, как стоимость отправки с компанией Спейс-Икс будет порядка 50-55 млн.долларов.
В общем, астронавты уже на МКС, все в порядке, и это самое главное.
А области высоких технологий, особенно космическая, могут быть отличным примером того, как относиться к кризисам и трудностям жизни. Не зря и в России и в Штатах большая доля астронавтов-космонавтов - это бывшие военные, летчики-испытатели, люди, прошедшие и физическую и психологическую подготовку.
Поэтому правило №1 для нас - уделять время и физическому развитию, и развитию воли. Банально. Но эффективно.
А еще Илон Маск говорил о том, что заранее приучал себя относиться к новому рискованному проекту, как к заранее провальному. Чтобы снизить психологическое давление, и просто творчески исследовать все варианты в спокойном и сосредоточенном состоянии.
Если вы помните, то после 3х неудачных первых пусков ракет (а это было уже 17 лет назад), он был готов бросить эту затею и закрыть компанию, переключившись на другие проекты. Но 4-й пуск оказался успешным и Илон смог привлечь финансирование NASA.
Как он сам говорит: "Я уважаю этих ребят из NASA, которые при таком давлении со всех сторон, при множестве ограничений, вообще успевают хоть как-то развиваться". Итак, его рецепт - снизить важность, воспринимать работу как игру, и быть готовым к проигрышу.
Так что правило №2 для нас - представьте, что вы уже проиграли, но просто пробуете развиваться в свое удовольствие. Для себя. Потому что это интересно. А не потому, что должен быть результат, который станут оценивать.
И раз уж мы сегодня в такой теме, в которую люди даже не верили 200 лет назад, то...
Правило №3 - представьте, что невозможное - возможно. Что тогда? Возьмите этот вопрос себе на вооружение. Он может пригодиться тогда, когда кажется, что вы в тупике. Но именно в тупике может открыться новый путь, который раньше вы даже и представить не могли.
Ну и просто разрешаем себе спокойнее и веселее ко всему относиться :)
На этом на сегодня все.
Спасибо, что дочитали до конца!
Если вам понравилось, приглашаю поставить "лайк" и подписаться на канал. Увидимся в следующих статьях! Успехов вам!