Найти тему
Artfragment

На круги своя: первые выставки после карантина

Мир медленно, но начинает возвращаться к привычной жизни. Один из элементов которой — походы в музеи. Культурные институции постепенно открывают двери для посетителей. Да, во многие из них можно прийти лишь в маске и предварительно измерив на входе температуру, но и это уже немало. Мы возобновляем нашу традиционную рубрику, в которой рассказываем о заметных выставках в мире. 

Что: выставка «Невероятные женщины. Сюрреалистические миры от Мерет Оппенгейм до Фриды Кало»

Где: музей Schirn (Франкфурт-на-Майне)

Когда: до 5 июля

Мерет Оппенгейм, «Некоторые из бесконечных лиц красоты», 1941.
Мерет Оппенгейм, «Некоторые из бесконечных лиц красоты», 1941.

Они были любовницами, музами и теми, кто представал на картинах в образах богинь, дьяволиц и волшебных существ. Такое отношение к женщинам было в кругу сюрреалистов. И даже бытовала фраза:

«Как же, женщина — сюрреалист! Не иначе, как свихнулась!».

Но они были. На выставке в музее Schirn представлены свыше 250 работ 34 художниц. Имена одних — Фриды Кало, Луизы Буржуа, Мерет Оппенгейм — известны хорошо. Работы других, напротив, мало изучены публикой. Так, американка Кей Сэйдж была женой Ива Танги. В конце 1930-х в Риме она вышла замуж за молодого итальянского князя. Но жить во дворце и вести аристократический образ жизни (кстати, сама она была дочерью сенатора) Сэйдж быстро наскучило. Она уехала в Париж, где и познакомилась с Танги. В 1940-м пара переехала в США и поженилась в Неваде. Смерть мужа в 1955 году стала трагедией для Кей. С 1958 года она почти перестала заниматься живописью, а в 1963-м, находясь в тяжелой депрессии, покончила с собой.

Что: выставка «Эдвард Хоппер. Свежий взгляд на пейзаж»

Где: фонд Бейелера (Базель)

Когда: до 26 июля

Эдвард Хоппер, «Утро на мысе Кейп-Код», 1950.
Эдвард Хоппер, «Утро на мысе Кейп-Код», 1950.

Эдварда Хоппера вполне можно назвать певцом изоляции. Сам он не любил находиться среди людей, часто писал пустынные пейзажи и одиноких героев. Тем не менее, масштабная выставка его работ, вновь открывшаяся после карантина в фонде Бейелера в Базеле, наверняка привлечет зрителей. Экспозиция — самая большая в Европе за последние 10 лет. На ней собрали 36 картин и 30 произведений на бумаге. Временной охват — с 1909 по 1965 год.

Эдвард Хоппер, «Автозаправочная станция», 1940.
Эдвард Хоппер, «Автозаправочная станция», 1940.

Хоппер всегда оставался верен реализму, даже несмотря на популярность «бушевавших» вокруг него авангардных течений. Художник открыл свою тему — одиночества Америки. А еще стал автором особого жанра — «портрета дома».

Что: выставка «Тэцуми Кудо. Возделывание»

Где: музей современного искусства «Луизиана» (Копенгаген)

Когда: с 5 июня 2020 по 10 января 2021

Тэцуми Кудо, «Портрет художника», 1975.
Тэцуми Кудо, «Портрет художника», 1975.

Копенгагенский музей современного искусства «Луизиана» в начале июня откроет первую новую выставку после карантина — художника Тэцуми Кудо. Представитель послевоенного японского искусства, он работал с так называемым «анти-искусством» — направлением, которое порывало с абстрактной живописью и переходило к взаимодействию с повседневностью. Кудо волновала тема новой экологии — того, как технологическая реальность может повлиять на человечество и его будущее. На творчество художника во многом наложило отпечаток детство, проведенное в Японии после того, как на Хиросиму и Нагасаки были сброшены атомные бомбы. Работы Кудо выглядят актуальными и сегодня, когда в фокусе находятся вопросы загрязнения окружающей среды. Художник создавал инсталляции, «экспериментальные сады» и теплицы, которые принимали форму антиутопий. Люди и природа в них выглядели так, будто над ними ставили эксперимент.

Что: выставка «Георг Базелиц. Поздние годы»

Где: галерея Ларри Гагосяна (Гонконг)

Когда: до 8 августа

Георг Базелиц, «Мадам Демуазель далеко от побережья», 2019.
Георг Базелиц, «Мадам Демуазель далеко от побережья», 2019.

В 2018 году Георг Базелиц отметил свое 80-летие. Живой классик и один из самых дорогих немецких художников продолжает работать и выставляться. До августа его поздние работы будут представлены в гонконгской галерее Ларри Гагосяна. Отличительной чертой произведений Базелица стали перевернутые фигуры. Писать их он начал с конца 1960-х годов. Ставя изображение с ног на голову, художник преследовал конкретную цель — лишить искусство привычного автоматизма и заставить зрителя сквозь «помехи» добраться до живописи. На выставке в Гонконге представлены работы, выполненные в технике «контактной печати».

Что: выставка «Начало. Искусство в Австрии с 1945 по 1980 год»

Где: Альбертина Модерн (Вена)

Когда: до 8 ноября

Роберт Клеммер, «Бегущий Клеммер», 1970.
Роберт Клеммер, «Бегущий Клеммер», 1970.

Первую выставку в только что открывшейся Альбертине Модерн решили посвятить исключительно местной арт-сцене. Кураторы попытались охватить все течения четырех заявленных десятилетий — венский акционизм, кинетическое и конкретное искусство, поп-арт и критический реализм. И, конечно, упомянуть главные имена арт-сцены. В экспозицию вошли работы Эрнста Фукса, Рудольфа Хауснера, Вольфганга Хуттера, Маркуса Прахенски, Арнульфа Райнера, Гюнтера Бруса, Отто Мюля, Германа Нитча, Рудольфа Шварцкоглера. Всего около 70 художников и 400 экспонатов.

Ставьте лайк! И подписывайтесь на наш канал, чтобы узнавать еще больше интересного!

Хотите научиться понимать современное искусство? Покупайте нашу книгу, которая написана простым языком со множеством интересных примеров — «Как понимать современное искусство и как перестать его бояться» — в Читай-городе или Лабиринте.