А вы знаете, что в Москве скоро начнет действовать новый правовой режим, связанный с внедрением и развитием технологий искусственного интеллекта (ИИ)? Нет. Я признаться тоже не знал, до сегодняшнего дня. И вот случайно наткнулся в сети на информацию, что де в Москве – городе федерального значения и, стало быть, в отдельно взятом субъекте Российской Федерации – будет запущен эксперимент для отработки технологий ИИ. Начал копать глубже и выяснил, что целый закон был принят по этому поводу.
Это Закон № 123-ФЗ. Президент подписал его 24 апреля 2020 года. Название у закона длинное – приводить его сюда не буду. Коротко и для себя я назвал его Законом о проведении в Москве эксперимента по внедрению ИИ.
Для чего вводится такой закон? Для развития новых технологий. Эксперты и разработчики заявляют, что благодаря этому закону Москва укрепит свои позиции в мире среди городов, где применяются и внедряются самые современные практики. Это поможет удержать технологическое лидерство Москвы. Все успешные наработки потом можно будет масштабировать на всю страну.
Что это за технологии? Беспилотный транспорт, «умный город», большие данные – все то, что в будущем будет определять облик любой страны. Похвально, что Россия включилась в гонку за ИИ. Похвально, что наше законодательство следует передовой мировой практике – создания «правовых песочниц», где развитие технологий не тормозится старыми правовыми нормами.
Однако новый закон вызвал и кривотолки. Дескать, уже скоро нас всех, по крайней мере жителей Москвы, отследят, оцифруют и будут контролировать. Собственно так. Персональные данные, наши фото и видеоизображения попадут в сеть и т.д. и т.п.
Так ли это? Ну, на самом деле: как это будет на практике, не знает никто. Компьютер – машина бездушная, а вот люди с ним взаимодействующие – все разные. Поди узнай, что у кого на уме.
И тем не менее, если следовать закону, то в нем говорится именно о создании правовых условий по обеспечению всех заинтересованных лиц, на территории конкретно Москвы, возможностью развивать технологии ИИ.
Создание условий означает – написание правил. Правила – это всяко лучше «дикого поля», в котором так или иначе действуют все эти «яндексы» и «сберы» сейчас – они же заинтересованные лица. Они же участники эксперимента, компании и предприниматели из этой сферы (ст. 5 Закона). Какие это будут правила – будет решать координационный совет, создаваемый из представителей московских и федеральных властей (ст. 6 Закона). Участники эксперимента смогут работать с персональными данными, но только с обезличенными. Именно эта часть вызывает вопросы. Само обезличивание означает невозможность установить кому конкретно принадлежат эти данные.
В этой связи в законе предусмотрена гарантия, снижающая риск утечки данных условного Иванова Ивана Ивановича, ну или – девочки Вари из 10 А. Грубо говоря, оцифровать всех в рамках проводимого эксперимента не получится, и отследить всех также будет нельзя. Во всяком случае, на это рассчитывают законодатели.
Тут важная ремарка: большинство данных – и это никакой не «секрет Полишинеля» – уже давно оцифровано и хранится, где надо. Привет, соцсетям и разным сервисам удобным.
Эксперимент будет проводиться 5 лет и начнет действовать с 1 июля 2020 года.
Посмотрим, что из этого выйдет.