Найти тему

Плавучий док. Как это работает?

Громадное судно массой более 20 тысяч тонн сохраняет равновесие без привычной поддержки воды. Обычно его потертое днище скрывается подо льдом или холодными волнами моря. Но если это не сон, то кто и зачем вытащил эту махину на берег? Это сделали люди. Работники плавучего дока.

Атомный ледокол в плавучем доке в центре Мурманска.
Атомный ледокол в плавучем доке в центре Мурманска.

Судно в судне

Плавучие доки используются для проведения ремонта судов. По всем документам плавдок – тоже судно, только стоечное. Требования к нему соответствующие, в том числе, к личному составу. На борту работают несколько десятков человек (докмейстеры, механики, электромеханики, мотористы, матросы) во главе со старшим докмейстером.

Как добиться того, чтобы судно держалось неподвижно вдоль собственной оси? Необходимы точные расчеты, четкое следование инструкциям, и синхронная работа экипажа.

Итак, судно заводят в док. Это, скажу я вам, ювелирная работа! Первое и самое важное – подготовка. Контрукторы готовят чертеж расстановки кильблоков и бортовых клеток, затем чертёж согласовывается докмейстером. Такелажники расставляют их согласно чертежу, машинисты крана помогают в установке, плотники набивают сверху деревом, так называемую «деревянную постель». Это нужно делать обязательно, чтобы не подвергнуть деформации днищевую поверхность судна.

Выполненная работа проверяется докмейстером и специалистами по техническому контролю. Составляется план подготовки дока к погружению, а вместе с ним и перечень мероприятий для личного состава, в котором указывается, кто и за что отвечает во время погружения и постановки судна в док, прописываются инструкции для каждого члена экипажа.

Постановка в док дает возможность добраться до подводной части судна.
Постановка в док дает возможность добраться до подводной части судна.

Поймать момент!

Назначается сбор доковой команды, проводится инструктаж. Члены экипажа знакомятся с расписанием, и можно приступать к работе, если погода, конечно, позволяет. Тут экипажу в прямом смысле слова приходится «ловить момент». В своей работе док ориентируется на таблицу приливов и отливов. Между малой и полной водой промежуток в 6 часов. Заводить судно нужно максимум через 4 часа после малой воды. Это связано с приливными течениями (в таких условиях легче управлять судном при заведении в док), поэтому ничего удивительного, если операция будет проходить ранним утром, поздним вечером или глубокой ночью.

К моменту подхода судна к доку все должно быть готово: выстроенные друг за другом кильблоки пристегнуты к стапель-палубе большими замками, док погружен на уровень 10,4 метров, так что из иллюминатора «башни» можно вблизи увидеть водную гладь.

Судно подводят в период между приливом и отливом. Оно берётся на концы, которые закрепляются на тележки левого и правого бортов дока. Тележками судно втягивается в док. После заведения судна, в частности атомного ледокола, начинается центровка по длине и в диаметральной плоскости дока. А это куда более кропотливая работа, так как необходимо удерживать судно в заданном положении одновременно с подъёмом дока! На шпилях стоят по трое человек. Это электромеханик, он руководит шпилем и включает его по команде старшего докмейстера, матрос или моторист накручивают-раскручивают трос на «вьюшке», а направляющий следит за тем, чтобы не произошло нахлеста троса на барабан шпиля. Иначе работа шпиля будет парализована.

Сменные докмейстеры все время докладывают о центровке носа и кормы судна, его положении по длине центральному пункту управления (ЦПУ) дока. На основе этой информации принимается решение о дальнейшем всплытии или остановке откачки воды. Если все идет хорошо, судно «сажается» на клетки, начинается подъём. Чем ближе стапель-палуба к выходу из воды, тем медленнее поднимается судно. Насосы уже не могут откачать оставшуюся воду в балластных отсеках, и к работе приступают сменные механики и мотористы. В течение 15 часов они осушают понтоны.

Контроль за приборами

Погружение и выход из воды – процесс автоматический. Док состоит из 6 понтонов, которые, в свою очередь, поделены на 4 отсека. При открытии электрических клинкетов вода постепенно поступает в них. Если все 6 понтонов заполнены, док опустится под воду максимально низко – на 10,4 метра. Погружением и всплытием дока руководит старший докмейстер, работой балластной системы управляет старший электромеханик ЦПУ. Задаётся глубина погружения, старший электромеханик выполняет заданную команду, он же контролирует крен и дифферент дока. Чтобы поднять док, он по команде докмейстера запускает насосы, занимающиеся откачкой воды из отсеков. Одновременно работает дизель-генератор под управлением сменного механика. Погружение занимает около 1-2 часов, чтобы выйти из воды, понадобятся примерно сутки.

Старший докмейстер первым ступает на сухую стапель-палубу, чтобы удостовериться: работа произведена без изъянов. При постановке бывает так, что в каком-то месте судно днищем не касается кильблока. Тогда дается команда «подклинить». Матросы дока берут кувалды и забивают деревянные клинья в просветы.

Следом за «доковым капитаном» идет вся команда. Впереди еще много важной работы: спускается аппарельный мост, устанавливаются трапы, судно подключается к электропитанию, устанавливается ветровая защита. Крупные суда имеют большую парусность, поэтому очень важно защищать их от суровых морских ветров, которые могут нарушить хрупкое равновесие.

Судно стоит в центре и всем своим весом давит на док, тот прогибается. Степень прогиба зависит не только от веса судна, но и от погоды, температуры наружного воздуха: чем выше температура, тем меньше прогиб и наоборот. За прогибом, креном и дифферентом постоянно следят матрос и сменный докмейстер. Когда в доке находятся небольшие суда – прогиб небольшой, когда крупные, как, к примеру, атомный ледокол, – показатель стоит на пределе, до 16 см.

Количество людей на борту судна, стоящего в доке, на показатели не влияет. Другое дело – наличие балластной и питьевой воды, топлива. Перекачка по судну согласовывается с докмейстером. Цель контроля одна – не допустить образование трещины в доке.

Показатели электронных приборов должны совпадать с показаниями механических.
Показатели электронных приборов должны совпадать с показаниями механических.

Наблюдение осуществляется не только при помощи электронных приборов в ЦПУ. Наравне с автоматическим ведется визуальный контроль через оптический прогибомер и кренометр. Таковы требования морского регистра. Отклоняющийся от собственной оси маятник показывает крен и дифферент – на какой борт наклон больше, «клюет» ли ледокол носом или, наоборот, «садится» на корму. Стоящее в доке судно ничем не закреплено, поэтому эти параметры крайне важны.

Откуда я все это знаю? Позвольте представиться, меня зовут Александра, я – журналист. В жизни мне посчастливилось общаться с представителями самых разных профессий и областей жизни. Благодаря встречам с интересными людьми, пытливости ума и природной любознательности к 25 годам я стала автором более чем 350 материалов.

Своими текстами я привлекаю внимание общественности к важным социальным вопросам, рассказываю людям о людях и объясняю то, в чем трудно разобраться, но очень хочется познать. Давайте узнаем этот мир чуточку получше? Поехали!

СЛОВАРЬ

Кильблок - днищевая опора для судна, стоящего на стапеле или в доке;

«Вьюшка» - барабан с дисками в виде катушки, служащий для хранения рабочих тросов;

Крен - положение судна, при котором его диаметральная плоскость отклонена на некоторый угол от вертикали к поверхности воды;

Дифферент - разница осадок судна носом и кормой.

Атомный ледокол "Ямал" в доке.
Атомный ледокол "Ямал" в доке.

#док #судоремонт #какэтоработает #флот #мурманск