Однажды я дала детям задание написать сочинение на тему "Справедливость в моей жизни". Результаты меня удивили.
Когда я спросила, хочет ли кто-нибудь поделиться с классом своим мнением по поводу справедливости в жизни, руку поднял один мальчик.
Он поведал классу, что жизнь несправедлива, потому что у него нет родителей, воспитывает его бабушка, а в школе мальчика дразнили за отсутствие мамы и папы.
Мы с классом подбодрили его. Я поблагодарила его за смелость и внутреннюю силу, благодаря которым он вышел и открылся нам. Затем я спросила у класса, хочет ли кто-то ещё рассказать свою историю.
Далее вызвалась девочка, которая поделилась с нами тем, что в детстве родная мама подкинула её бабушке, оставив конверт с ребёнком на крыльце дома. Она воспитывалась у бабушки до 7 лет, пока её не забрал отец с новой женой. Теперь она рада, что у неё есть настоящая семья.
Пока девочка рассказывала эту историю, она заплакала. Весь класс пронзила тишина. Впервые в жизни шум в классе сменился молчанием. Я обняла её, еле сдерживая слёзы.
Следом вышла ещё одна девочка, которая сказала, что в её жизни тоже нет справедливости. Мама с папой часто ссорились, пока она была маленькой, затем они развелись. Девочка стала жить с мамой и отчимом. Но не так давно их семью постигла новая беда - на заводе отчим из-за производственной травмы потерял зрение и лишился работы. Теперь в их семье настали тяжёлые времена. Она также заплакала. Класс проникся её проблемами, ребята говорили ей слова поддержки.
Напоследок вышла ещё одна тихая девочка со своей историей. Когда она была маленькой, папа очень много пил и ругался с мамой, потом они развелись, и папа переехал в другой город. Теперь они очень редко видятся. Эта девочка, вспоминая все эти моменты, тоже расплакалась.
Впервые я ощутила эту всеобъемлющую эмпатию, ни один ученик не остался равнодушным к переживаниям своих одноклассников.
Этот урок мы не забудем никогда. Дети, поделившись тем, что их гложет, почувствовали поддержку, скинули этот груз переживаний. А мы посмотрели на мир глазами других людей, приняли на себя их страдания и очистились. Я уверена, что после этого они стали ещё дружнее и сплочённее.
А для себя я нашла лишнее подтверждение тому, что: 1) дети всё помнят и пропускают через себя; 2) все проблемы берут своё начало из детских травм.