Недавняя трагедия только обнажила глубокую рану, нанесенную расизмом, ненавистью и непрощением, на теле американского сообщества. Но мой пост будет не об этой проблеме, он будет совсем о другой, но связанной с ней. Тем более, что сейчас эту тематику пытаются эксплуатировать все кому не лень — от политиков до блогеров. Да и действия злосчастного полицейского вряд ли можно квалифицировать как расистские.
Апостол Павел пишет в послании к Филиппийцам:
Кротость ваша да будет известна всем человекам. Господь близко (Филип. 2:5).
Первое наблюдение
Слово кротость может увести нас немного в неверном направлении, если мы его не совсем точно понимаем. Оно не говорит о пассивности или бездействии.
Буквально это слово (τοεπιεικες) переводится как приличный, такой, каким следует быть. И оно обозначает кроткое, терпеливое упорство, способное выстоять в несправедливости, трудностях и плохом обращении без ненависти и злобы, с упованием на Бога несмотря ни на что (Leivestad, 158; см. 2 Кор. 10:1; Trench, Synonyms, 154).
Это значит, что кротость не говорит о пассивности, но об активном продвижении вперед, совершении правильных поступков, проявлении добра, вопреки злу, противлению, неудобствам, трудностям. Это же слово Павел включает в свой список характеристик епископа или пастора в 1-м послании к Тимофею (1 Тим. 3:3). Пастор может быть пассивным в защите или реализации своих прав, но он должен быть неуклонным в защите прав других и в продвижении евангельской истины.
Иоанн Златоуст так описал деяния кроткого человека:
…Кроток тот, кто может переносить нанесенные ему самому оскорбления, и защищает несправедливо обижаемых, и сильно восстает против обижающих…
А потом добавляет:
…Кроткий — отец сирот, заступник вдов, попечитель о бедности, помощник обижаемым, всюду правдив.
Тут нельзя не вспомнить известного чернокожего баптистского пастора Мартина Лютера Кинга-младшего, который боролся не просто за права чернокожего населения Америки, но за права всех, за Божий взгляд на всякого человека, за равноправие всех людей. В то время накал страстей по расовому вопросу был настолько сильным, что люди по обе стороны были склонны к насилию. Кинг же призывал к ненасильственному сопротивлению и человеколюбию ко всем. Он не соглашался со злом расовой дискриминации, но не скатывался к насилию. Он понимал, что невозможно добиться добрых перемен с помощью зла. Добро не приходит через зло, как говорит ап. Павел в послании к Римлянам: «Не будь побежден злом, но побеждай зло добром» (Рим.12:10). В действительности, он не добился бы какого-либо прогресса, если бы вступил на путь агрессии и насилия. Требуется больше, чем перемена формы, необходима перемена сердца.
И вот мое первое наблюдение: то, что происходило, кажется, со стороны полицейского, и даже погибшего, до того, как его арестовали (если верить полицейским) не было проявлением кротости. Хотя это нисколько не оправдывает злого деяния со стороны стража порядка. А то, что творилось на улицах после, в основном, противоречило кротости.
Второе наблюдение
По свидетельству многих, Джордж Флойд был евангельским верующим. Он им стал уже в зрелом возрасте. До этого его жизнь была полна криминальных деяний, за которые он не раз оказывался за решеткой. Но потом раскаялся, присоединился к церкви и пошел путем реабилитации.
Поэтому то, что творилось на улицах городов, как бы во имя его, точно противоречило тому, что Флойд бы желал и чему посвящал свою жизнь, особенно, когда жил в Хьюстоне.
Третье наблюдение
Но, возможно, когда он перебрался в Миннеаполис, у него случился какой-то сбой.
Новостные ленты говорят, что 46-летний Джордж Флойд и 44-летний Дерек Шовин (полицейский, который задержал его) работали в одном латинском ночном клубе в Миннеаполисе и оба отвечали за соблюдение порядка. Сообщается, что Шовин подрабатывал там охранником, а погибший Флойд работал вышибалой.
Может быть, он оступился, все-таки ночной клуб и работа вышибалы точно не соответствуют евангельской вере.
Кроме этого, его задержали по причине того, что он попытался купить пачку сигарет фальшивой купюрой, будучи пьяным.
Что это было — наказание за его грех, возмездие со стороны коллеги, расизм и ненависть? Сейчас это знает только один Господь!
1. Благодарность Богу, что Он не отвергает и не забывает нас, когда мы ошибаемся и спотыкаемся.
9 Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды…
(1 Иоан. 1:9)
1 Дети мои! Сие пишу вам, чтобы вы не согрешали; а если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая пред Отцом, Иисуса Христа, праведника; 2 Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира (1 Иоан. 2:1–2).
2. Слава Христу, что Он сейчас собирает Себе Церковь из всех народов и языков. Церковь — это единственное место на земле, где рождается подлинное братство народов, где нет места расизму или превозношению, но любви, принятию и служению (Еф. 2–3 гл., Откр. 7:9).
13 А теперь во Христе Иисусе вы, бывшие некогда далеко, стали близки Кровию Христовою. 14 Ибо Он есть мир наш, соделавший из обоих одно и разрушивший стоявшую посреди преграду, 15 упразднив вражду Плотию Своею, а закон заповедей учением, дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир, 16 И в одном теле примирить обоих с Богом посредством креста, убив вражду на нем (Еф.2:13–16).
3. И какая же у нас есть вдохновляющая надежда, что однажды Иисус снова придет на землю и установит окончательно Свое Царство мира и справедливости.
Ей, гряди, Господи Иисусе! (Откровение 22:20).
А пока помолимся за наступление мира и порядка там, где происходит безобразие и насилие. Как и учит нас Писание.
1 Итак прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, 2 За царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте; 3 Ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу, 4 Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины (1 Тим.2:1-4).