Так как себя я экспертом в вопросах патриотизма не считаю, то спросила об отношении к грядущему параду у местных пенсионеров. Одна из бабушек, которая каждый день кормит кошек (наплевав на изоляцию), во время ВОВ была подростком, а ее мама, которая уже много лет не выходит из квартиры, – медсестрой на фронте. Дедушка, каждый день совершающий моцион до магазина за хлебом, из-за юного возраста в те годы работал на заводе. Именно их мнение, как представителей непосредственных свидетелей военных действий, показалось мне более важным, чем свое собственное.
Но сначала давайте вспомним, что мы знаем о грядущем Параде Победы.
Он пройдет 24 июня, и в этот день Москву посетят лидеры Казахстана, Молдавии, Киргизии, Абхазии, Южной Осетии и Сербии. Все они, вместе с президентом, будут созерцать войска с трибуны. Судя по этому сообщению, наш президент ради такого события выберется из самоизоляции. Видимо, именно в этот день риск заразиться упадет до 0,001 шанса.
Прилетят лидеры, логично, на самолетах, и на них, как на дипломатов, не распространяются ограничения (закрытые границы). Ок, нормально, у политиков всегда были привилегии, необходимые для их работы.
Но Парад Победы пройдет уже через 3,5 недели в Москве! При этом режим «самоизоляции» пока что продлен до 14 июня, и шансов, что он не будет вновь продлён с новыми «послаблениями» мало.
Почему?
Я перечитала статьи в блоге Собянина: прогулочный режим в Москве введен в порядке эксперимента и может быть отменен, а зоны прогулок могут быть в любой день закрыты из-за слишком большого количества гуляющих. И, напомню, теперь везде мы должны быть в масках и продолжать соблюдать дистанцию. И, даже если самоизоляцию полностью отменят, масочный режим точно продлится дольше, как он сохранен в странах, отменивших карантинные меры.
Как при этом пройдет парад?
Военные будут в масках и на дистанции в 1,5 метра? Сомнительно. То есть, 24 июня будут сделаны исключения и в вопросе средств защиты, и в вопросе дистанции. Существует ли риск, что после Парада будет всплеск заболевших среди участников парада? Есть. Но ради парада можно и рискнуть, верно?
Наши пенсионеры с этим не согласились. Для них здоровье самих «мальчиков» (как бабушка назвала участников парада) оказалось важнее самого шествия.
При этом дедушка высказал очень интересную мысль: «Ты думаешь, проведение парада – это дешево? Сейчас такие траты не нужны! Нет, память о том времени важна, в первую очередь для нас, а не для молодежи. Это нормально. Но ничего с этой памятью за один год не случится, если она действительно важна для людей, а не навязывается!».
И я вспомнила слова своей прабабушки, потерявшей мужа в той воне: «Когда в нашей стране что-то не так, нам напоминают о Победе. Но Победа была давно, а мы живем сейчас». Прабабушка умерла, когда мне было 12. Но в последние годы я часто вспоминаю эти слова, сказанные, когда я готовила для школы проект к 9 Мая.
Сразу уточню – в моей семье 9 Мая всегда отмечали: вспоминали погибших на фронте предков, смотрели парад, дарили цветы ветеранам и гуляли по праздничному городу. И даже когда мы были подростками, и семейных праздников из-за нашего нежелания участвовать становилось все меньше, 9 Мая оставался днем, объединяющим поколения. И этот день для меня важен и сейчас. Парад – важный для меня символ, но, как и сказал пенсионер, за один год без него ничего не случится.