Найти в Дзене
ПРОЕКЦИЯ

Личное в искусстве: почему мы способны понимать «чувства художника»?

Оглавление

Сильнее всего мы чувствуем телом. Все самые яркие впечатления возникают от живых взаимодействий с миром. Сейчас, когда мы лишены такой возможности, в период социального дистанцирования и перехода жизни в статус «онлайн», желание испытывать обыкновенные человеческие чувства становится острее. Искусство -- уникальный синтез опыта и особый способ коммуникации, который позволяет быть чувствительнее к миру, воспринимать эмоции как нечто материальное и потому понятное, естественное и живое. В этом тексте мы поговорим о том, как опыт одного художника становится близким и понятным множеству зрителей.

Трансформация личного опыта в универсальный происходит благодаря способности искусства переводить неосязаемые чувства в пространство материального мира. Когда мы, как зрители, получаем возможность приблизиться к этим чувствам.

Помните ли вы свое самое тяжелое расставание ?

Не всегда эмоция поддается рациональному объяснению, но искусство зачастую работает на уровне ощущений. Даже если не знаешь, как что-то описать словами, можно познать это иначе. В проекте «25 недель зимы» художница Екатерина Анохина рассказывает историю разрыва своих романтических отношений, без пользуясь приемом нарратива: в серии фотографий нет сюжета, но аура ностальгии, приятных и одновременно болезненных воспоминаний считывается совершенно на другом уровне -- эмоционально. Может быть, мы не знаем, что конкретно происходило между двумя людьми, но через мятую постель, пустотные пейзажи, смазанные портреты, редкие цветовые вспышки мы чувствуем многообразие состояний, которое переживает человек, рефлексирующий расставание.

От потерянности до приятной ностальгии, от резкой боли в груди до робкой улыбки. Фрагментарность восприятия истории лишь усиливает эмоциональную вовлеченность: перед тобой есть множество деталей, и связи между ними ты можешь выстроить самостоятельно. Это дает зрителю пространство и для собственной рефлексии, сравнения своего опыта с опытом художника.

Еще раз пережить опыт взросления

Когда мы говорим о субъективном опыте, он скорее напоминает не ровную линию повествования, а объемное облако образов, объединенных одной темой, но не связанных друг с другом напрямую. Они похожи на произвольные вспышки воспоминаний, невидимые связи между давно прожитыми эмоциями. Проект «Расчесать до крови» — размышление художницы Екатерины Юшкевич о взрослении, формировании личности.

Инсталляция состояла из предметов, так или иначе отражающих этот процесс: детских и юношеских фотографий, постеров, памятных вещей, комментариев самой Юшкевич. Автор, «расчесывая до крови», словно снимает защитный слой, добирается до самой сути, и теперь не только художница, но и мы вместе с ней видим предельно личные, пронзительно острые и в то же время эфемерные, далекие события.

Юшкевич вспоминает сама и транслирует зрителю, каково это: «Лежать спиной на холодном полу. Слышать, как домой с работы возвращается соседка, открывает ключом дверь. Смотреть на картину трещинок на потолке. Повторять несколько раз в день как мантру «идти к своей цели» и бояться как-нибудь случайно утром, чистя зубы в ванной у зеркала, встретиться с вопросом — а та ли была выбрана цель?». Ее личная история лишена последовательности, линейности, и фотография становится не документацией произошедших событий, а чувственной визуальной метафорой состояния автора в конкретный момент времени.

Увидеть красоту в несовершенстве

Разделяя с художником переживания, мы получаем тот уникальный опыт, который невозможен без эмоционального вовлечения. И возможно именно этот чувственный опыт позволяет легче погрузиться в непростые темы. В фото-проекте «Чувствовать кожей» художница Анна Мальгина на примере личного исследования красоты мужа поднимает вопрос о границах красоты.

У Паоло, мужа Мальгиной, экзема, и это становится центральным сюжетом серии, к которому обращены переживаемые парой эмоции. В работе «Чувствовать кожей» результат и процесс имеют одинаковую ценность: благодаря наблюдению через камеру художница изучала особенности внешности мужа, и этот путь принятия оказался отчасти даже терапевтичным. И видение фотографа, и восприятие героем фотографий самого себя менялось, становилось более чутким, и они оба увидели красоту в том, что привыкли воспринимать как внешнее несовершенство.

«Все, что попадает в кадр, становится прекрасным» — говорит о работах Мальгина. «.. я начал позволять фотографировать себя, следить за деталями, познавать вкус к красоте. Сначала я не заботился о своих руках, важнее было работать. Потом я понял, что мои руки красивые, потому что они делают красивые вещи. И посредством моей кожи, красота начала завоевывать меня самого» — размышляет Паоло.

Через субъективные переживания автор на своем примере показывает, что новый взгляд на нечто привычное реален: ее осторожное наблюдение за мужем с каждым кадром становится все более нежным, наполненным любовью и принятием. Субъективный опыт расширяет видение абстрактного понятия, раскрывает его совершенно на новом уровне.

Любой художественный проект так или иначе является прямым или косвенным отражением автора: его мыслей, чувств, выводов, а может быть вопросов, на которые он сам не всегда знает ответ. Однако произведения о личном, искренне прожитом, обнажают художника, они доказывают: любой опыт интересен, и не так важно, «что» может стать фундаментом для появления произведения искусства, важно — как художник это осмысляет. Современное искусство многогранно, оно может быть не только про непрерывный мыслительный процесс, но и про эмпирическое постижение мира, или, проще говоря, переживания, которые ценны тем, что открывают нам новые грани и в художественных работах, и в самих себе.

Текст: Полина Звягинцева

Редактор: Лиза Александрова

Если вам понравился материал, вы можете поставить "лайк", чтобы чаще видеть материалы Проекции у себя в ленте.

Подписывайтесь на наши каналы в Яндекс.Дзен, Телеграм и становитесь читателем сайта Проекция.

Или задайте любой вопрос в наш Телеграм-чат для обратной связи.