Первое своё образование он получил в Московском физико-техническом институте и потом ещё два года проработал инженером. А потом были Театр на Таганке и Театр Вахтангова, «Табакерка», Сатирикон, Театр имени Моссовета. Он известен своим отрицательным обаянием – в списке его ролей Кащей, Азазелло, Смерть, злобная мумия фараона… А еще он так читает с эстрады Зощенко, Гоголя и Довлатова, что весь зал погружается в атмосферу произведения и воспринимает его как соавтора именитых писателей.
Александр Филиппенко, мне думается, - человек-театр и человек-оркестр. Наверняка все, кому сейчас за сорок, вспомнят его первое выступление в телепередаче «Вокруг смеха» и фразу «и козёл на саксе – фа-до-фа-до-фа», которую вставляет пару раз в свои воспоминания о молодости его герой. То ли в том же, то ли в другом выпуске был рассказ Зощенко про проблемы с жилконторой, как они не хотели прочищать печку, от которой все угорают. Это запоминалось, как в свое время «Бриллиантовая рука» или «Белое солнце пустыни», как мультфильмы про Карлсона или трех друзей в Простоквашино. Короткий номер – и в нем человек вкладывает столько эмоций!..
А уже потом был спектакль «Мертвые души». Моноспектакль. И я помню, как внимание зрителей было приковано к одному человеку, так вроде легко и так интересно существовавшему в рамках Гоголевской то ли поэмы, то ли драмы, то ли комедии… Это было в 1993-м наверно, на сцене "Современника". На днях я нашёл в ютубе запись спектакля, пересмотрел - и снова погрузился в атмосферу строк Николая Васильевича.
Расцвет его таланта пришелся на 80-е и 90-е – тут и Кащей Бессмертный, и роли в приключенческих фильмах Сергея Тарасова «Баллада о доблестном рыцаре Айвенго» (шут Вамба) и «Черная стрела» (Ричард Глостер), бандит «Копченый» в боевике «Приступить к ликвидации» и дон Рэба в фляйшмановской версии «Трудно быть богом», роли в фильмах «Мой друг Иван Лапшин», «Противостояние», «Наш бронепоезд», «Очи черные»… Особняком я выделил бы здесь Белаша в «Визите к Минотавру» и инока-авантюриста Таисия в историческом фильме «Гулящие люди». Скромный настройщик роялей и человек, живущий по принципу "всё равно голову терять", идеолог-бунтарь.
Если рассказывать о всех фильмах и всех ролях Александра Филиппенко, нельзя не упомянуть образы Коровьева и Азазелло в фильмах Юрия Кары и Владимира Бортко, снятых на основе романа "Мастер и Маргарита". Прежде всего, потому что образы Александра Георгиевича для меня вписываются в суматошно-гротесковую эпоху НЭПа. Он в принципе мог играть любого – хоть Степу Лиходеева, хоть несчастного Бенгальского или Варенуху, идеально вписавшись в атмосферу романа. Его Азазелло элегантен, ироничен и артистичен, Коровьев – просто хулиганист. Ни в том, ни в другом нет подлинной злобы, она скорее наиграна.
Филиппенко умеет делать понятным любой образ, любой текст. Он видит главное и стремится донести это до зрителя - как сам считает, этому его научил Физтех. Он очень много выступает с литературными программами. «…Гоголь, Зощенко, Платонов, Булгаков, стихи — Левитанский, Окуджава, — там есть что сказать людям для их образного мышления, передать месседж через эти стихи, там все сказано, надо только проявить талант медленного чтения. Поэтому они великие, поэтому вычеркните все и опубликуйте Пастернака: "Быть знаменитым некрасиво. Не это подымает ввысь. Не надо заводить архива, над рукописями трястись. Цель творчества — самоотдача».