Наши предки говорили: «Страшен нож не за поясом, а на конце языка». Вокруг русского сквернословия сложился целый ряд мифов. Самый устойчивый – это представление о том, что наиболее циничные ругательства появились у нас в период татаро-монгольского ига и привнесены в наш язык ордынцами. Однако доказано, что ненормативная лексика для нас – корневая. Это татары её у нас заимствовали, а не мы у татар. Самое страшное татарское ругательство связано со свиньей, что-то вроде «быть тебе свиным ухом». Но ругательства не являются «изобретением» славян. В нашем языке нет слов, которые с момента своего появления были бы исключительно бранными. Пытаясь выяснить происхождение любого слова, мы обычно обнаруживаем, что оно родилось как хорошее и чистое. Но… Еще в Древней Руси прекрасно понимали, что и доброму слову можно придать значение отборной ругани, говоря: «даже мягкие, как масло слова, могут уязвлять».
«Матерная» лексика ведет свою историю с дохристианских времен и является осколками древних проклятий. Чтобы напугать злого духа, необходимо было доказать, что своим непотребством ты сможешь дать ему фору. То есть, придавая себе больше скверности, чем есть на самом деле. «Для страха» или «от страха». Подобное поведение нередко наблюдается и в начале драки. Существует мнение, что одно из самых распространенных ругательств по матери раньше у язычников было традиционным приветствием и не несло в себе ничего дурного, а просто означало, как у Киплинга: «мы одной крови, ты и я», у нас общие предки, а более ничего.
После крещения Руси склонность к матерщине стала считаться смертным грехом. Православие боролось с бранью, утверждая, что матерщинник «не наследует Царства Божия». При царях Михаиле Фёдоровиче и Алексее Михайловиче по улицам ходили переодетые чиновники со стрельцами, хватали ругателей и тут же, при народе наказывали розгами.
Недавно ученые-биологи доказали, что мат способствует всевозможным болезням и быстрому старению! Видимо не зря у славян запрещалось ссориться с женщиной и ругать детей. Считалось недопустимым бранить животное при выпасе, выражаться дома возле иконы и печи или на хлебном поле. Однако для многих наших современников нецензурные выражения стали обычной реакцией на радость, боль или гнев и уже не кажутся безобразными. Это связано также со смешением в массовом сознании понятий «свобода слова» и «свобода речи», что, разумеется, не одно и то же. Нынешняя «свобода речи» заметно расшатала систему тематических табу, примером чего служат публичные обсуждения тем секса, противозачаточных средств, гомосексуализма. А дети, как губки, вбирают в себя этот яд! Далее они несут услышанное в детсад и школу, где происходит «обмен достижениями»…
Что делать? Наверное, целенаправленно воспитывать.
Последнее время у молодежи стал очень популярен «прикрытый мат»: неловкие попытки вытеснить нецензурные слова, заменяя их другими (например, «блин»), поставленными в предложениях на привычные для «крепкого словца» места. Только вот разницы в матерном слове и созвучном ему заменителе - никакой.
В медицине известно явление: при некоторых серьезных поражениях мозга, когда человек не способен выговорить даже «ма-ма», он может совершенно свободно произносить целые выражения, состоящие из непечатной брани. Сексологам же знаком феномен «копролалии», когда во время интимной близости человек вдруг начинает неистово сквернословить. Причем, это чаще случается с очень застенчивыми людьми. Явления странные, но свидетельствуют они о том, что так называемый «мат» проходит по совершенно иным нервным цепочкам, чем вся остальная речь. Так может привычное сквернословие - не просто распущенность и бескультурье, а психическое расстройство? Возможно это - болезненная зависимость, сродни курению или пьянству, требующая особого лечения? Я никогда не слышал, чтобы такими пациентами занимались психотерапевты, но уверен, что им стоит попробовать.
Но должны ли мы занимать безучастную позицию? Ведь сквернословие не только оскорбляет других людей, оно разрушающе действует и на самого человека. Как необходимо убирать грязные улицы, так же надо искоренять и выходящую за рамки приличия лексику. Только универсальных рецептов излечения от сквернословия нет. Ясно одно: это возможно лишь при значительном повышении культурного уровня общества и каждого отдельного человека. Для чего многое можно сделать даже в малом коллективе: школьном классе, студенческой аудитории и, особенно, в семье.
Давайте будем нетерпимы к сквернословию, начнем незамедлительно и с самих себя.