Почему дилетантизм процветает в зрелищных программах отечественного ТВ
Когда-то вождь мирового пролетариата выдвинул тезис о том, что каждая кухарка должна учиться управлять государством. Похоже, что сей тезис крепко-накрепко усвоили отечественные мастера по производству зрелищ на федеральных телеканалах. Появление очередной «новинки» под интригующим названием «Без страховки» заставило всерьез задуматься о той цене, которую в прямом и переносном смысле платят и участники, и зрители, и организаторы подобных экранных развлечений. О том, что спорт давно перестал быть самим собою – соревнованием под девизом «Быстрее! Выше! Сильнее!» - никто вслух не говорит, но все по умолчанию согласились.
Сегодня на кону – другие смыслы и девизы. Что-то вроде «Больше (денег)! Хитрее (обманем публику и конкурентов)! Чаще (рекламы побольше)!». В ход идет все, что может называться «зрелищем». Сначала эта тенденция овладела сферой быта, потом – танцами, пока не добралась до спорта. Параллельными жертвами оказалось искусство оперы и балета. Если приглядеться к составу участников подобных соревновательных шоу, то сразу станут ясны, как минимум, две причины столь частого их появления в эфире.
Первая заключается в том, что в них соревнуются, как правило, те персоны нашего медийного пространства, которые ввиду своего часто в нем мелькания получили почетный, но совершенно незаслуженный ими титул «медиаперсоны». Вторая причина есть продолжение первой, ибо ясно даже бакалавру журналистики, что зритель с куда бОльшей охотой станет смотреть ту программу или передачу, в которой он радостно узрит знакомое по «ящику» иди неприличным снимкам в Сети лицо. А, следовательно, надо поддерживать интерес аудитории к таким «лицам». На что и направлены анализируемые нами проекты.
Не менее очевидной выглядит и та тенденция, которая отчетливо оформилась в федеральном телеэфире последних сезонов: те же самые «звезды» начали повсеместно «менять профессию», участвуя в разных развлекательных проектах, связанных с различными сферами профессиональной и досуговой деятельности людей. В этом перечне мы находим: бальные танцы («Танцы со звездами»), фигурное катание («Танцы на льду», «Звезды на льду», «Ледниковый период», «Лед и пламень»), эстрадное пение («Две звезды»), цирк («Цирк со звездами»), бокс («Король ринга»), зимние виды спорта («Властелин горы»), служба в армии («Специальное задание»), оперное искусство («Призрак оперы»), балет («Болеро»). Еще раньше «звезды» занялись приготовлением в эфире различных блюд («Смак», «Готовим дома», «Кулинарный поединок» и т.п.). В этом же ряду - забавы vip-персон с дельфинами и прыжки с вышки в воду.
Теперь вот «звездам» нашего ТВ придумали испытание куда более жесткое, чем какой-нибудь «Фактор страха» или «Форт Боярд». Телевизионное соревновательное телевизионное шоу «Без страховки», конечно, можно считать премьерой. Но это премьера относительная, так как отдельные его фрагменты и эпизоды уже встречались публике на эфирных просторах российского телеконтента. Заметим также, что и травмоопасность его весьма повышенная по сравнению с предыдущими проектами. Что и продемонстрировала история с бедняжкой Кристиной Асмус, которая, получив серьезную травму ноги, решила изображать из себя крутую героиню и профессионалку, которая продолжает бороться несмотря на травму и опасность ее для будущего здоровья. Жюри во главе с жесткой на оценки и проницательной по сути увиденного Ириной Винер немного рассчувствовалось из-за столь жалкого зрелища и поначалу пожалело бедняжку Кристину, одарив ее за выступление высокими баллами но потом все же удалило из проекта, ибо кому нужны прихрамывающие на виду у миллионов телезрителей «звезды»?
Кстати, о «звездности» нынешних участников можно сильно поспорить, ибо половину из них в лицо никто так толком и не знает. И в этой части проекта как раз и возникает едва ли не самые сильные сомнения относительно честности и равноправия по части стартовых условий соревнования. Во-первых, очевидна громадная разность в спортивной подготовке участников. Ведь речь в проекте идет о шоу с элементами акробатики, спортивной и художественной гимнастики. И одно дело, когда на площадку выходит профессиональная прыгунья с шестом, и совсем другое – когда гимнастку из себя пытается изображать сваха Роза, внешние и физические кондиции далеки даже от условий комедийного шоу.
С другой стороны, есть еще и напарники у «звезд», которые, собственно, и делают «погоду» в сем телезрелище. Но внимание и ведущих (Яна Чурикова и Кирилл Набутов), и членов жюри, да и зрителей постоянно акцентируются на якобы «знаменитостях». А их партнеры поневоле воспринимаются как некий вынужденный «придаток». Хотя, по сути, все ровно наоборот. Чтобы стоили эти юноши и девушки, женщины и мужчины, претендующие на статус знаменитостей, если бы не их умелые и профессиональные спутники по проекту? Выпучить глаза от мнимого усердия перед телекамерой в принципе может каждый, кто перед нею окажется. А вот выполнить подъем переворотом или сальто прогнувшись, думаю, что практически никто самостоятельно из «звездной» части проекта «Без страховки» выполнить не сможет. Хотя, допускаю, что автор этих строк слишком выставляет излишне жесткие оценки качеству спортивной подготовки и тренированности тем, кто стремится, по их же собственным словам, пропагандировать спорт и здоровый образ жизни.
В этом-то пункте идеологии программы и кроется ее «обманка», лживый постулат, ибо о каком здоровье может идти речь, если участники шоу стремятся выполнить трюки, на подготовку которых у настоящих спортсменов уходят месяцы. А наши спортивные неофиты с рекламным задором тратят на них от силу полторы-две недели. Результат, честно скажем, получается весьма далекий от эффектного телезрелища. За версту от этих почти пародий на спорт веет дилетантизмом.
Ощущение усиливается еще и тем, что участникам постоянно меняют условия выступления, когда они вынуждены хвататься то за один спортивный снаряд, то за другой, так толком и не успев освоится на трапеции или батуте. А затем они хватают в руки булавы или ленты и воображают себя этакими «алинами кабаевами», готовыми отстаивать спортивную честь страны на грядущей Олимпиаде в Рио.
Ко всему происходящему в проекте «Без страховки» можно было бы отнестись с улыбкою: ну, решил, К.Л. Эрнст по-быстрому поднять рейтинги своего самого Первого канала за счет эффекта новизны и страха, но при чем здесь спорт? Ведь та мнимая легкость, которую якобы демонстрируют соревнующиеся участники проекта, это отнюдь не легкость тренированного профессионала, а бездумная и безрассудная легкомысленность отношения к происходящему перед камерами, что оборачивается потерями для здоровья участников и потерей имиджа спорта в глазах аудитории. После того, как посмотришь подобные программы, то невольно хочется получить ответ на наивный вопрос: если для достижения видимого (или показываемого?) спортивного результата надо тренироваться-то всего неделю-полторы, то почему во всем мире спортом занимаются миллионы, а чемпионами становятся единицы?
Обманчивая и обаятельная легкость занятий спортом, которую в подобных проектах демонстрируют их авторы и создатели, способна сформировать у большинства телезрителей некорректное впечатление о спорте как некоем виде досуга, которым можно и заниматься, и который можно проигнорировать. В зависимости от наличия в распоряжении предполагаемого «спортсмена» свободного времени. Но спорт высоких достижений не терпит ни дилетантизма, ни дискретного к себе отношения, когда вполне здоровый мужчина как-то не очень горит желанием регулярно (по два раза в день) отдавать всего себя и свое свободное время спорту.
В конце концов, не это главное в проекте «Без страховки». Гораздо важнее зрительских знаний о победителе предлагаемого проекта уверенность в том, что число травм различной степени тяжести было бы минимальным. А еще лучше, если бы они отсутствовали вообще. Сбудется ли это пожелание? Поживем – посмотрим. Разумеется, на Первом канале.
Сергей Ильченко
Профессор, доктор филологических наук, кандидат искусствоведения
https://jf.spbu.ru