Найти в Дзене
Вокруг Каменска

Из каменского стройбата – в латвийское небо. Карл Августович Кирш

Карл Августович Кирш [1].
Карл Августович Кирш [1].

В годы Великой Отечественной войны в Красной Армии было создано 66 национальных соединений из народов СССР: стрелковые, горнострелковые, кавалерийские. А авиационный полк был только один – 1-й Латышский ночной бомбардировочный. Его бессменным командиром был Карл Августович Кирш. 

Перед тем, как создать свой полк, капитан Кирш проходил службу в Каменске-Уральском.

ПУТЬ В НЕБО

Карлис Кирш родился 9 марта 1906 года в деревне Глебова Горка Псковской губернии в семье безземельного крестьянина. Его юность пришлась на время перемен. В 1924 году он стал секретарем одной из первых комсомольских организаций, в 1925-м был избран председателем сельского совета, в 1926-м стал коммунистом.

В 1928 году Карл добровольно вступил в ряды Красной Армии, в 1931-м окончил Ленинградское пехотное училище. В те годы лучших командиров направляли в авиацию. В их число вошел и Кирш. Он полюбил полеты всем сердцем. Окончив в 1935 году Борисоглебскую летную школу, он четыре года служил командиром звена на бомбардировщиках и истребителях.

Война застала Карла Августовича начальником аэроклуба в Новгороде. Уже на третий день он в действующей армии – командиром эскадрильи связи при штабе Северо-Западного фронта. В октябре 1941 года Кирша отправляют в резерв, а потом он получает неожиданный приказ: прибыть в Каменск-Уральский.

В ГОРОДЕ КРЫЛАТОГО МЕТАЛЛА

Оборонные заводы нашего города были так важны для страны, что на них направили 33 военных строительных батальона. Это больше 26 тысяч бойцов и командиров разных национальностей. Недаром Каменск-Уральский военных лет называли «уральским Вавилоном». Латышей было немного, человек сто, но было с кем поговорить на родном языке.

На фото 1944 года бараки Южного поселка видны на переднем плане.
На фото 1944 года бараки Южного поселка видны на переднем плане.

35-летнего капитана Кирша назначили командиром второй роты 672-го батальона. В его подчинении 240 человек. Бойцы размещались в бараке Южного поселка (рядом с железнодорожной станцией УАЗ), а Кирш поселился в «доме легких сплавов № 2» Северного поселка (в районе бывшего кинотеатра «Исеть»).

Батальон находился в распоряжении особой строительно-монтажной части «Уралалюминстрой», занимавшейся расширением единственного в СССР алюминиевого завода. 672-й батальон был специализированным: в нем были собраны шоферы.

Вместо боевых задач Киршу пришлось решать бытовые, воспитательные и производственные. Каждое утро он должен отправить на строительные участки нужное количество красноармейцев, без опозданий, сытыми, здоровыми, хорошо одетыми и обутыми. Где взять продукты и одежду? Как сохранить здоровье бойцов, когда рабочий день длится 14 часов, а на улице мороз до 40 градусов?

Карл Кирш хорошо справлялся с возникающими вопросами, поэтому в апреле 1942 года получил повышение – стал начальником 821-й строительной колонны. Теперь в его подчинении почти тысяча человек.

Командовать на новом месте пришлось меньше месяца. Пришел новый приказ: строительные части расформировать. Часть своих бойцов Кирш отправил на фронт, остальных передал отделу кадров «Уралалюминстроя» и навсегда покинул наш город.

НЕБЕСНЫЙ ТИХОХОД

Новое место службы – 1-й отдельный латвийский запасной стрелковый полк, заместитель командира учебного батальона. Затем – 4-я запасная авиационная бригада, командир эскадрильи. Капитан Кирш учит летчиков воевать в небе и провожает на передовую. А при встречах с авиаторами-латышами разговоры были об одном: хорошо бы собраться вместе и отправиться бить врага. Их поддержали руководители Советской Латвии. И 20 января 1943 года Генеральный штаб Красной Армии отдал распоряжение: капитану Киршу сформировать 24-ю отдельную латышскую авиационную эскадрилью.

Самолет У-2 (с 1944 года – По-2) [1].
Самолет У-2 (с 1944 года – По-2) [1].

Летать предстояло на ночных бомбардировщиках У-2. Это был учебный самолет, переоборудованный для боевых действий. Многие летчики раньше работали инструкторами в авиашколах и хорошо знали эту машину.

Карл Кирш (второй слева в верхнем ряду) среди авиаторов полка [1].
Карл Кирш (второй слева в верхнем ряду) среди авиаторов полка [1].

В город Иваново в 22-й запасной авиационный полк 6-й запасной авиационной бригады стали прибывать летчики, штурманы, авиамеханики, стрелки-бомбардиры. Их собралось в три раза больше, чем было нужно. Поэтому 3 июля Генштаб распорядился: на базе эскадрильи сформировать 1-й Латышский ночной бомбардировочный авиаполк. Это 160 человек и 32 самолета У-2.

Соседями по аэродрому были иностранцы. Эскадрилью «Нормандия» слава ждала впереди, а пока ее летчики проходили подготовку на истребителях Як-1. Языковой барьер не помешал латышам и французам подружиться. Их объединяло стремление поскорее закончить учебу и отправиться в бой.

Боевое знамя полка [1].
Боевое знамя полка [1].

Первое боевое задание латышский авиаполк выполнил в ночь с 8 на 9 октября 1943 года: разбомбил порт и флотилию немецких катеров на озере Ильмень. В составе Северо-Западного, 2-го и 1-го Прибалтийских, Ленинградского фронтов латышские летчики участвовали в боях за освобождение Новгородской и Псковской областей, родной Латвии, разгроме Курляндской группировки фашистов. За освобождение латвийского города Резекне (Режица) полку было присвоено почетное наименование «Режицкий».

Командир полка К. А. Кирш (в передней кабине) и штурман полка П. Ф. Харчихин перед вылетом на боевое задание [1].
Командир полка К. А. Кирш (в передней кабине) и штурман полка П. Ф. Харчихин перед вылетом на боевое задание [1].

За время войны полк совершил 6450 боевых вылетов, сбросил на врага тысячу тонн бомб. Латыши уничтожали самолеты на аэродромах, автомашины, артиллерию и живую силу врага, мосты, железнодорожные составы и склады. У-2 летали на разведку и фотосъемку, помогали партизанам, сбрасывали парашютистов, разбрасывали над позициями противника листовки. Командир полка лично 40 раз летал на боевые задания. 167 воинов полка награждены орденами и медалями. Боевые потери – 9 человек и 6 самолетов.

Закончив войну в звании подполковника, Карл Августович Кирш не оставил небо. Он был начальником аэропорта Риги, работал в Латвийском управлении гражданской авиации. К боевым наградам добавились трудовые. Он удостоен звания заслуженного работника транспорта Латвийской ССР, семи орденов и двух медалей: двух Красного Знамени, Александра Невского, Отечественной войны 1 и 2 степени, Трудового Красного Знамени, Красной Звезды, «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В. И. Ленина», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.». Это значит, что список жителей нашего города, награжденных орденом Александра Невского, пополнился еще одной фамилией – латышской.

Наградной лист К. А. Кирша (страница 1).
Наградной лист К. А. Кирша (страница 1).
Наградной лист К. А. Кирша (страница 2).
Наградной лист К. А. Кирша (страница 2).

Антон Лысков.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Зильманович Д. Я., Эльвих П. Е. Латышский авиационный полк. Рига: Лиесма, 1975.
2. Петренко А. И. Прибалтийские дивизии Сталина. М.: Вече, 2010. 368 с.
3. Список членов и кандидатов парторганизации отдельного строительного батальона № 672 // ЦДООСО (Центр документации общественных организаций Свердловской области). Ф. 2843. Оп. 1. Д. 166. Л. 15; Д. 167. Л. 8.
4. Список командно-политического и начальствующего состава 821 рабочей колонны на 14.04.1942. // ЦАМО (Центральный архив Министерства обороны). Ф. 30256. Оп. 2. Д. 241. Коробка 21446. Л. 4, 9.
5. [Документы о награждении К. А. Кирша] // ЦАМО. Ф. 33. Оп. 686196. Д. 3660. Л. 1, 4, 81; Оп 690155. Д. 260. Л. 51, 52, 52 об; Оп. 690306. Д. 2194. Л. 367, 368, 406, 406 об.

Опубликовано:
21.06.2018 в
газете «Каменский рабочий»;
02.09.2018 в
«Живом журнале»;
01.02.2019 в
сборнике «Стяжкинские чтения 2016-2017 гг.»;
01.02.2019 на
конференции «Дубынинские чтения».

© Лысков А. П., 2018–2019