30 мая 2020 года произошло историческое событие: впервые с 2011 года астронавтов NASA на МКС доставил корабль США, а не российский "Союз." Но что еще невероятнее - впервые в истории космонавтов на орбиту вывела частная компания.
США вернули себе возможность летать в космос со своей территории. Напомню, в 2011 году завершилась программа Space Shuttle. Доставку всех международных экипажей стал осуществлять Роскосмос.
Успех Crew Dragon - это эпохальное событие для NASA, которое имеет существенные последствия для российской космонавтики. Начнем с того, что с 2011 года запуски российских "Союзов" полностью оплачивались американской стороной. В 2019 году стоимость одного места в "Союзе" стоило для американского астронавта $86 млн при стоимости ракеты «Союз» и корабля «Союз-МС» — около $70 млн. Несложные подсчеты показывают, что около 10% всего финансирования российской космонавтики осуществлялось за счет американских пилотируемых полетов. Сейчас Роскосмосу придется либо сохранять производство "Союзов" себе в убыток, либо сокращать серию.
Ну и, конечно, корабли "Союз-МС" уже давно морально и технологически устарели и попросту стали неконкурентоспособными. Их главного и практически единственного преимущества - высокой надежности - уже смогли добиться конкуренты.
"Союз" начал разрабатываться в далеком 1962 году под руководством С.П. Королева. И создавался корабль с возможностью трансформации в пилотируемый корабль для полетов на Луну, для советской лунной программы.
«Мы до сих пор летаем на том, что досталось нам в наследство от Советского Союза, не создали ничего нового. Сейчас я говорю только о пилотируемой космонавтике. "Союзом" мы похвалиться не можем, это достижение поколения первопроходцев космоса. Наше поколение ничего подобного не создало. В остальном у нас идеи и мечты. Мы в режиме ожидания какого-то чуда, но чудес не будет», — космонавт, герой России, Геннадий Падалка.
Что же будет дальше? Американские астронавты продолжат летать также и на «Союзе». Это будет происходить на бартерной основе, так как российские космонавты будут летать на Crew Dragon. Платить за места на кораблях стороны не будут.
Роскосмос уже нашел первую группу клиентов для пилотируемых полетов "Союза" — отряд космонавтов Объединенных Арабских Эмиратов. Второй источник пассажиров — туризм. Даже была объявлена идея запуска пилотируемых кораблей «по гагаринскому маршруту»,без стыковки с МКС и длительностью десятки минут или несколько часов. Но вряд ли это будут серьезные объемы финансов, сравнимых с оплатой запусков с американскими астронавтами на борту. Поживем, увидим!