Институтские списки, /теория официальной народности/, именуют самыми значимыми в карьере Ремарка книги: /Искра жизни/ и /Три товарища/.
С последним я согласна, но, что касается первого, никак-с нет. В первой книге речь идёт о концлагере, героя я не помню, но помню, что в финале шла очень пафосная речь. Она к месту, тема обязывает. Но у меня в памяти черный экран. Другая история у меня с /Черным обелиском/. Я отлично помню, как Лиза - любовница Георга, потягивалась голая перед окном, а гг подсматривал за ней в зеркальце. Помню Герду, которая презирала условности и хотела не шика и блеска, а домашнего и непритязательного уюта - пива и сосисок. Помню спекулянта Вилли и его подружку Рене де ля Тур, которая умела разговаривать на басах. Он же импровизировал на выходящих из организма газах. Оскара-Плаксу, жену булочника, фельдфебеля, плотника, что спал в гробу, и женщину, что выдергивала задницей гвозди, Женевьеву Терговен, да много кого ещё. Даму лёгкого поведения - неутомимую Железную Кобылу. Как ночные бабочки всыпали пацанам по первое число, когда те пришли, дабы лишиться невинности. Женщины же видели в них мальчишек, которых ещё так недавно они баловали конфетками и бараночками.
Моя выборка: /Возлюби ближнего своего/, /Ночь в Лиссабоне/, /Черный обелиск/, /Триумфальная арка/, /Три товарища/.
Я помню, как Йозеф Штайнер идёт по рынку навстречу Марии. Они движутся в тишине, как планеты. Рука об руку, не глядя в глаза, миг - и они уже разминулись. За женщиной попятам идёт гестапо. Но Штайнер не может уехать из страны, не повидав хоть вскользь, среди толпы, любимую женщину. Помню, как герой Триумфальной арки, потеряв женщину, пробуждается к жизни первым весенним дождем. Помню Цыпленка из
/ВБС/, которого ловили всякий раз, когда он собирался отведать свое любимое лакомство. Вихрь воспоминаний! Помню Карла, гоночную машину, которую пришлось продать, чтобы заплатить за лечение Пат. Помню серебристое платье девушки. Помню чемодан со штампами разных стран мира, с которым Готтфрид Ленц на самом деле никогда не путешествовал, но это не мешало ему травить байки.
Столько эмоций, столько чувств рождают у меня эти книги.
И почему никто не снимает по Ремарку кино, а?