Найти тему

Как ИП правильно оформить договор с самозанятым?

Оглавление
Фото из открытого доступа
Фото из открытого доступа

После того, как государство провело реформу, касаемую самозанятости граждан, многие юрлица стали задаваться вопросом, а выгодно ли сотрудничать с самозанятыми? И если да, то как правильно оформить договор подобного характера.

В нашей сегодняшней статье собрано максимум полезной информации о том, как правильно сотрудничать с гражданами, оформившими самозанятость.

Отношения с самозанятыми - подводные камни и выгоды

Первое, что нужно для себя понять — ИП и компании, которые сотрудничают с самозанятыми, не являются их налоговыми агентами. Это значит, что вы не должны рассчитывать и уплачивать НДФЛ или страховые взносы за такое сотрудничество с гражданином России. Вот если бы вы официально взяли такого сотрудника в штат как физическое лицо, тогда все эти платежи были бы для вас обязательными.

А самозанятые заплатят за себя все налоги самостоятельно — 6 % от своего дохода в случае, если работают с ИП и юрлицами (а если только с физлицами, то 4 %).

Для бизнесменов получается, что работать с самозанятыми намного выгоднее, чем нанимать стандартных сотрудников. Главное, все правильно оформить, иначе можно получить штраф. Например, если вы перепутаете ваши договоренности с самозанятым и оформите ваши отношения как с обычным гражданином России, придется доплачивать НДФЛ 13 % и страховые взносы (> 30 %) от суммы вашей сделки.

С этим разобрались, теперь выясним, какие ошибки можно совершить, сотрудничая с самозанятыми.

Ошибки при работе с самозанятыми

Приведем небольшой наглядный пример из реальной жизни. Владелец небольшой автомойки услышал в новостях, что в России вводится новый налоговый режим и сразу же прикинул, сколько можно сэкономить, если перевести официальных сотрудников в новый статус.

Он собрал своих работников и предложил им следующее: либо они оформляются самозанятыми, либо просто увольняются. Работники не стали протестовать, поскольку тоже оценили очевидные преимущества: им можно буде платить гораздо меньше взносов.

Так и стали работать по-новому. И все бы хорошо, но только после первой же выплаты сотрудникам в новом статусе владелец ИП получил доначисления НДФЛ и штраф.

А произошло это потому, что у самозанятого бывший начальник и нынешний заказчик совпадать не могут по закону.

А если такое происходит, то все оборачивается налоговыми санкциями, причем не для самозанятого, а для ИП или ООО, которые с этим самозанятым заключили сделку. Это прямой запрет на сотрудников, которые за последние два года работали у вас по трудовому договору.

Не забывайте, у налоговой все как на ладони, ведь самозанятые для своей деятельности используют специальное приложение. Вот оно-то и передает все данные инспекторам в режиме онлайн. Не обратить внимание на такую «серую сделку» налоговики не смогут. За нее грозит доначисление всех неуплаченных страховых взносов, НДФЛ, а также штраф за нарушение трудового законодательства (пункты 4, 5 статьи 5.27 КоАП).

Как оформить договор с самозанятым, чтобы не нарваться на неприятности

В стандартный договор стоит добавить три пункта, которые помогут избежать лишних расходов:

  • «Исполнитель является плательщиком налога на профессиональный доход». Это нужно, чтобы подчеркнуть, что компания-заказчик не налоговый агент и платить за исполнителя 13 % НДФЛ не обязана;
  • «Исполнитель обязан предоставить заказчику чеки на все выплаты по договору». Это необходимо, чтобы освободить заказчика от обязательств по уплате страховых взносов;
  • «Исполнитель обязан сообщить заказчику об изменении своего статуса плательщика НПД». Такое условие поможет вовремя узнать о том, что исполнитель перестал быть самозанятым, и теперь расчеты с ним облагаются НДФЛ и страховыми взносами.

Как работать с самозанятым без проблем

Убедитесь, что самозанятый зарегистрировался в приложении «Мой налог» и получил статус плательщика налога на профессиональный доход. Выше мы написали, как это сделать.

  • Проверьте, кем именно является самозанятый — физическим лицом или ИП.
  • Не пытайтесь оформить своих действующих и новых сотрудников в качестве самозанятых.
  • Составляйте договор с самозанятыми и рассчитывайтесь с ними так, чтобы налоговики не могли «придраться» к условиям сотрудничества.
  • В любых непонятных ситуациях запрашивайте разъяснения у Минфина или просите совета у экспертов, ведь ФНС консультаций не дает.

Надеемся, что наша статья оказалась полезной, если у вас остались вопросы, не стесняйтесь задавать их в комментариях.