Найти тему

… А сам не плошай

Залогом эффективной деятельности врачей в нашей стране на современном этапе является самообразование

Профессия врача – одна из немногих, если не единственная, где учебный процесс непрерывен. Медицина сегодняшнего дня развивается настолько стремительно, что, казалось бы, ещё вчера – самые свежие сведения в той или иной области становятся банальными и обыденными уже завтра. Именно в этой связи образование докторов становится залогом отраслевой эффективности, и ведущие отечественные эксперты-клиницисты разрабатывают программы, направленные на регулярное повышение профессиональной квалификации практических врачей.

Так, наряду с крупными научно-практическими конгрессами в течение последних нескольких лет, в нашей стране набирают популярность мастер-классы в режиме онлайн, что, несомненно, делает образование более доступным и удобным. Наряду с этим «набирает обороты» новый метод подтверждения своей профессиональной пригодности и готовности к эффективной работе в практическом здравоохранении – аккредитация. Однако, по мнению экспертов самого высокого уровня, достижение каких-либо приемлемых результатов на профессиональном поприще без регулярного самообразования не возможно.

Для медицинского образования наступили не самые простые времена. В первую очередь это связано с перспективами изменения процесса получения сертификата специалиста, аккредитацией и т.д. Неоднозначность сложившейся ситуации состоит не столько в смысле реализации, сколько в плане выбора формы образования. Формируется совершенно иной принцип, резко отличающийся от того, который наблюдался у нас многие десятилетия.

Согласно концепции медицинского образования, всё большую роль начинают приобретать профессиональные общества, выступающие идеологами в процессе подготовки врачей по той или иной специальности. Теоретические знания должны быть применены в русло практической деятельности. Профессиональные сообщества на регулярной развивают так называемые школы: конференции, когда лектор напрямую общается с участниками лечебного процесса, проводит клинические разборы наиболее сложных и прогностически неясных больных. Такие школы проходят как очно, так и дистанционно в режиме онлайн. И эффект от этого колоссальный: знания эксперта переходят, что называется, из уст в уста – врачи получают неоценимый опыт.

Однако наступившая аккредитация требует от всех без исключения докторов навыка самообразования. Такого навыка у этих врачей никто никогда не воспитывал. К сожалению, уровень самообразования у наших врачей очень низок. Когда человек приходит на полтора месяца учиться, так или иначе за этот период перед ним маячит преподаватель. Так или иначе слушатель курсов повышения квалификации за это время что-нибудь запомнит.

Подчеркну: от наших врачей никогда не требовалось самообразования. Тем более – на регулярной основе. От этого никогда не зависели ни карьерный рост, ни зарплата, ни прочие успехи на профессиональном поприще. Нужен стимул. К сожалению, нынешние курсы повышения квалификации – натаскивание.

В этом отношении поражает Германия (в хорошем смысле), где для того чтобы доктор самообразовывался на постоянной основе, он самостоятельно «передвигается» по разным клиникам – лидерам в той или иной области. К примеру, уже сертифицированный пульмонолог с целью лучшей подготовки изучает пневмонию в Мюнхене, ХОБЛ – в Берлине, бронхиальную астму – в Кёльне и т.д. Врач рассылает своё резюме, и его приглашают на стажировку в ту или иную клинику, которая, как правило, и оплачивает обучение. Обратите внимание: доктор сам повышает свою профессиональную компетенцию. Никто его не заставляет этого делать. Он лично в этом заинтересован. Хочет быть лучшим в своей профессии и готов к конкуренции. У нас, к сожалению, всё привязано к одному месту.

Очень многое упирается в самообразование, в формирование этого навыка у наших врачей. Именно по этой причине во многом мы отстаём от экономически развитых стран в показателях общественного здоровья.

Однако врачи далеко не во всём виноваты. Наших докторов, зачастую совершенно несправедливо критикуют. Мировой опыт показывает, что ситуации, при которой врачи работали бы практически безошибочно, добиться невозможно. Человеку свойственно ошибаться.