Найти тему
moviements

Как художники по костюму меняют моду и мир

Обожаю бэкграунд, который стоит за тем или иным фильмом, и именно он создаёт для меня глубину, смысл и иногда заставляет плакать. На днях послушала мини-лекцию невероятной девушки, художника по костюмам Анны Баштовой об инноваторах в этой сфере (ее канал в телеграм «кинокостюм для чайников» - must). Расскажу про некоторых.

Кадр из фильма «Трамвай Желание»
Кадр из фильма «Трамвай Желание»

— Марлон Брандо и «Трамвай Желание». До 1950-х привычная нам футболка считалась мужским нижним бельём, и появиться, по сути, в неглиже было моветоном. Сниматься в своей одежде было нормальной практикой у мужчин-актеров в то время (сами себе художники по костюму), и Брандо захотел появиться в «Трамвай Желание» (1951 г.) вопреки всем правилам в футболке. Именно с его подачи, с его появления на экране в простой белой t-shirt на слегка покатых плечах начался бум – футболка стала символом свободы, мужской сексуальности и бунтарства.

— Майкл Каплан и «Бегущий по лезвию». Я обожаю вселенную Blade runner (1982 г.) теперь ещё больше. Ридли Скотт устроил что-то вроде конкурса для художников по костюмам с задачей создать образы будущего (действие фильма – 2019 г.). Почти все кандидаты предлагали футуристические концепты из фольги, фантазийности и пупырок, но работу получил он, человек, который объединил 40-е и 80-е, чтобы создать стиль 2019 года. Майкл Каплан уловил в сценарии моральный упадок человечества и заявил, что люди будущего не будут создавать новое, но будут оглядываться на моду прошлого и переосмыслять ее. Образ Рейчел – оммаж нуарным томным дивам 40-х, все силуэты, подплечники, красная помада и укладка говорят об этом. Декард – истинный детектив в бежевом плаще. Blade runner влияет на  художников и дизайнеров до сих пор. Например, в 2018 г. Раф Симонс выпустил коллекцию, вдохновленную этой историей: показ прошёл в супермаркете, на полу была вода, вокруг – неоновый свет и запах рыбы (почти тот самый рынок в начале фильма!), а модели ходили с зонтиками, у которых светились ручки (эту идею с ручками до этого никто не трогал и не выпускал в мир с момента выхода фильма).

Кадр из фильма «Матрица»
Кадр из фильма «Матрица»

— Ким Баретт и «Матрица». Тут мы тоже имеем дело с будущим. Художник по костюмам попыталась придумать, как люди будущего видят моду, но в итоге она же её и создала. Мы отчасти обязаны Баррет за то, что носим: тогда в 1999 г. в мгновение вошли в моду кожаные плащи, лайкра, все черное. Буквально недавно среди трендов были те самые чёрные очки, как у героев «Матрицы». Кстати, у агентов – очки прямоугольной формы (чёткость, структура), а у наших бунтарей – округлая (в них намёк на человечность).  И не будем забывать про культовый образ «женщины в красном платье».