Всем привет! Сегодня речь пойдёт о пяти самых неудачных проектах авиалайнеров. Причины, почему они стали таковыми у всех довольно разные: от конструктивных недочетов до усталости металла. Начнём!
Bristol Brabazon (Великобритания, 1949)
В середине войны комитет во главе с лордом Брабазоном разработал план послевоенного развития гражданской авиации Великобритании. Крупнейший сухопутный самолёт, когда-либо созданный в Великобритании, завершённый после трёх лет строительства, был назван в честь лорда: "Brabazon".
Неготовность предназначенных для этого самолёта четырёх турбовинтовых двигателей привела к необходимости установки восьми поршневых двигателей, приводящих четыре соосных винта. Мощность мотора всё же оказалась недостаточной.
Для получения максимальной дальности полёта и полезной нагрузки, конструкцию экстремально облегчили. На фюзеляже вскоре возникли трещины, но "Brabazon" летал ещё достаточно долго, прежде чем они достигли критических размеров.
Тем не менее, это послужило отказом в сертификации "Brabazon" для широкой эксплуатации. Это и растущая стоимость проекта привели к сдаче самолёта на слом в 1952 году.
Здесь вы можете посмотреть, как выглядит этот гигант в разрезе (изображение можно увеличивать).
De Havilland Comet I (Великобритания, 1950)
Первый полёт реактивного авиалайнера "Comet" в 1949 году обеспечил Великобритании пятилетнее опережение США в развитии гражданской авиации.
После двух аварий, обусловленных в основном ошибками пилотов, последовали два таинственных исчезновения над Средиземным морем. Общественное доверие к самолёту упало, и лайнер был исследован с целью установить причину катастроф.
В результате исследований было доказано, что разрушение фюзеляжа в полёте вызвано усталостью металла, при этом усталостные трещины возникают в углах прямоугольных иллюминаторов и других многоугольных отверстий.
Прежде чем испытания были завершены, разрушился в полёте ещё один "Comet". Карьера авиалайнера данной модификации на этом закончилась. Лишь несколько "Comet II" были построены для ВВС.
"Comet IV" (с круглыми окнами) был хорошим продуктом для авиарынка, но к тому времени оказалось, что авиалайнеры США, Франции и СССР уже захватили этот рынок, и Великобритания так никогда и не нашла на нём достойного места.
Saunders-Roe Princess (Великобритания, 1952)
Предназначенный для того, чтобы объединить достижения Великобритании в создании огромных летающих лодок с инновациями в области газотурбинных двигателей, "Princess" оказался "гигантским белым слоном".
В 1945 году длинных взлётно-посадочных полос для гражданских самолётов недоставало, и "Princess" должен был обеспечить потребности в части трансатлантических перевозок. Однако реальные потребности государственной компании "BOAC" не были изучены.
Технические проблемы с двигателями вызвали задержки и перерасход средств. Дату первого полёта перенесли с 1949 на 1952 год. Расходы увеличились в четыре раза, и к 1953 году только один небольшой оператор по-прежнему использовал летающие лодки для полётов из Великобритании. "BOAC" же и другие авиакомпании перешли на новое поколение сухопутных самолётов, таких как "Boeing Stratocruiser".
При отсутствии заказчиков три прототипа были законсервированы и в 1967 году утилизированы.
Convair 880/990 (США,1959 и 1961)
Как контролирующий акционер в "TWA", Говард Хьюз имел огромное влияние в компании и нёс ответственность за запоздалое вступление фирмы "Convair" на рынок реактивных авиалайнеров.
В конце 1950-х годов он был творчески активен, но, к сожалению, его требования постоянно менялись. Хьюз настоял на пяти сиденьях в ряду, хотя на самолётах других авиакомпаний было шесть, он не хотел, чтобы "Convair" продавал лайнеры авиакомпаниям, конкурирующим с "TWA".
В результате, после постройки 18 машин"Convair-880", "TWA" заявила, что не сможет заплатить за них. В конце концов, 65 построенных экземпляров были проданы по меньшей цене, чем стоимость новых комплектующих.
Новую версию самолёта ("Convair-990") ждал ещё больший провал — построили только 37. В целом "General Dynamics" (компания-учредитель "Convair`s") потеряла 450 миллионов долларов или четверть общей стоимости компании.
Dassault Mercure (Франция, 1971)
Создатель боевых самолётов, фирма "Dassault" попыталась выйти на рынок гражданских авиалайнеров с двухмоторным "Mercure", внешне во многом похожим на "Boeing-737".
Его основными конкурентами были "McDonnell Douglas DC-9" и "Boeing-727", которых он превзошёл в большинстве эксплуатационных параметров, за исключением дальности полёта. Появилась шутка, что этому самолёту не удастся достичь успеха на экспортных рынках, поскольку у него не хватает дальности, чтобы покинуть Францию.
Разработанный для коротких маршрутов "Mercure" не имел лишних объёмов для размещения дополнительных ёмкостей топлива, чтобы сохранить вес. Фирма "Boeing" создавала 737-й с максимальным потенциалом роста, и он до сих пор, вот уже более сорока лет, находится в производстве.
Нефтяной кризис 1973 года и девальвация доллара США отрицательно сказались на коммерческих планах "Mercure". Авиакомпания "Air France" заявила, что не будет заказывать "Mercure", "Sabena" предпочла "Boeing 737-200", всё это в итоге и обрекло проект на закрытие.
Всем спасибо за прочтение статьи! Буду рад вашим лайкам и подпискам! А я с вами прощаюсь. До новых встреч!
В статье использованы материалы из книги Джима Винчестера "150 самых неудачных самолётов".
Если вам понравилась статья, вы можете поддержать автора переводом любой суммы: