Очень часто утверждение, что клиент всегда прав, на практике остаётся просто словами. Многие супермаркеты и другие торговые точки придерживаются своей политики. А политика предусматривает свои требования и уставы.
Магазины открыты для посещения и покупок. Вот только на территории торговой точки для покупателя действуют правила и запреты, утверждённые администрацией заведения.
В таких магазинах охранник имеет право напомнить покупателю о его обязанности подчиниться правилам заведения. И иногда отказывают в обслуживании при отказе покупателя подчиниться этим правилам.
Рассмотрим самые распространённые запреты, которые ввели магазины, на самом деле являющиеся незаконными.
1. В торговый зал проходить с личными вещами запрещено.
Часто мы наблюдаем на входе стоящего охранника, который с большими сумками или пакетами в зал не пропускает. Как компромисс – предложение охранником гражданину оставить сумку в камере хранения.
У администрации свои цели – защититься от воров. Вот только помогать в этом покупатель магазину не обязан. И если он не желает оставлять личное имущество в камере хранения, заставить это сделать никто не имеет права. Такие действия должны совершаться без принуждения.
2. В торговый зал заходить без корзинки запрещено.
Это нововведение тоже направлено на защиту от воровства. Ведь в прозрачных тележках видны неоплаченные покупки.
Вот только закон защищает покупателя. Никто не имеет права отказываться обслуживать потребителя только за то, что он не захотел по торговому залу ходить с тележкой либо корзинкой.
По закону любая торговая точка представлена публичным договором купли-продажи, который заключают между собой продавец и покупатель. И по правилам договора, продавец не вправе отказать в обслуживании покупателю, который намеревается совершить покупку.
Отказ сотрудников торговой точки продавать товары покупателю без корзины или тележки относится к нарушениям.
3. В торговом зале запрещено фотографировать или снимать видео.
В некоторых магазинах или супермаркетах можно увидеть такое предупреждение: «Снимать видео и фотографировать запрещается». Но, даже и без надписей к человеку может подойти охранник, и заставить прекратить съёмку. Объясняя это тем, что правила магазина запрещают это делать.
Подобные запреты никак не зафиксированы в законе. Любой потребитель может требования охранника или других представителей торгового объекта просто игнорировать. Ведь фотографирование товара или съёмка видео относится в одной из форм получения данных об этом товаре.
По закону фото и видеосъёмка товара относится к важным правам покупателей. Запрету подлежит только получение данных, представляющие собой охраняемые законом тайны.
А информация как оформлены витрины, и какие ценники на товаре, к тайнам не относится. Это всё находится в свободном доступе.
4. Запрещено совершение покупок ниже установленной суммы.
Чтобы получить прибыль, некоторые заведения вводят в практику различные ухищрения. Например, покупка товара на минимальную стоимость. И когда при оплате стоимость покупки ниже установленного минимума, кассир отказывается осуществлять продажу.
Возникает ситуация, когда маленькие покупки, например, пакетик сока, исключаются. И покупателю предлагают выбор: или он покидает магазин, или выбирает ещё товар до минимальной суммы. Конечно, это явное нарушение закона.
По публичному договору продавец не имеет права отказать покупателю в продаже товара. Также продавцу запрещается требовать от покупателя приобретать дополнительный товар, к уже выбранному.
5. Запрещено обналичивать подарочный сертификат
Сегодня многие магазины, а особенно непродовольственные, продают подарочные сертификаты. И если тот, кому его подарили, приходит в эту торговую точку, и выбирает себе подарок, то все довольны: и магазин, и клиент.
Но, если вдруг человек захотел вернуть деньги за сертификат, начинаются сложности. Если покупатель ничего не выбрал в магазине из имеющегося ассортимента, деньги ему не выплачивают за подарочный сертификат.
Суды при рассмотрении подобных дел защищают потребителя. По закону владелец подарочного сертификата может отказаться от договора. И в любое время потребовать возвращение уплаченных средств.
Когда к вам применяют один из описанных выше запретов, можно обратиться с заявлением в суд или в Роспотребнадзор.
Большое спасибо Вам за прочтение, не позволяйте нарушать свои права. Ставьте палец вверх, подписывайтесь, обсудите свою ситуацию в комментариях.