Найти в Дзене
Храни воспоминания

Любить нельзя ненавидеть (история из жизни одного бизнеса)

Оглавление

"Любить нельзя ненавидеть": где ставим запятую?

Клиенты бывают разные. Ох, сколько вам могут порассказать в закрытом кругу о своих клиентах продавцы.

А я расскажу историю из жизни.

У меня есть одна знакомая, назовем ее З. Одно время мы даже с ней дружили. Так получилось, что жизнь сводила и разводила нас несколько раз: сначала мы были в одном детском саду (!), далее вместе ездили по путевке на школьные каникулы в старших классах, а затем уже во взрослом возрасте списались в "одноклассниках" и стали общаться.

Так вот, эта девушка (сейчас уже, конечно, дама, мы с ней одного года рождения) когда-то поставила себе цель уехать за границу, предприняла для этого всё возможное и живет сейчас в Японии. Закончила японский ВУЗ, защитила диссертацию на японском языке, сделала себе там карьеру, открыла туристическое агентство вместе с мужем-японцем, а клиенты ее агентства - это русскоговорящие люди: в основном русские, а также туристы из стран бывшего СНГ: украинцы, белорусы, казахи.

Япония - страна, безусловно, для нас экзотическая, на тот момент, кроме Турции, я нигде не была, и мне всё было интересно. А поскольку эта З., так же как и я, быстро печатала, то мы стали писать друг друг по электронке письма - громадные, подробные. Меня интересовало всё-всё в подробностях. И, конечно, в глубине души я надеялась, что попаду как турист в Японию, а З. будет моим гидом.

Сразу скажу, что где я только не была, но в Японию так и не съездила. Случился кризис 2008 года, на работе нам перестали платить зарплату - и мне, и мужу. А поездка в эту страну - удовольствие очень недешевое, так всё и заглохло.

Что меня напрягало в нашей с ней переписке - это то, что своих клиентов (читай, русских туристов) З. называла самыми разными ругательствами. Все они были тупые, жадные, невежественные, быдловатые.

  • "Представляешь, - говорила она, - они не знают, что такое Гиндза!" Если честно, я тоже понятия не имела на тот момент, что это такое, но желая выглядеть в ее глазах не такой невежественной, писала, что перед поездкой я бы почитала о стране всё, что можно.
  • "Представляешь, - говорила она, - они подарили мне в качестве сувенира шоколадку! Я ее сразу же за углом в урну выбросила. На кой черт мне их шоколадка, лучше бы денег дали побольше". И мне становилось стыдно, потому что мне тоже казалось, что российский шоколад - это уместный подарок человеку, который (наверное) скучает по родине, и уж точно наш шоколад не пластилин соевый, а вполне достойный продукт.
  • "Представляешь, - писала она, - они в кафе на обеде не предложили заплатить за меня. А ведь я водила их 6 часов по Токио, весь голос себе сорвала". А мне бы тоже в голову не пришло бы предложить заплатить, если бы это не входило сразу в договоренности между туристами и гидом.
  • "То ли дело казахи. Отличные люди. А русские туристы - я их ненавижу" - говорила она. И у меня внутри все сжималось от страха, что я тоже потенциальный русский турист, и тоже не знаю про Гиндзу, и про то что нельзя дарить шоколадки и все остальное...
...В общем, мы с ней в итоге порвали отношения. Я не смогла делать вид, что мне нравится ее отношение к жизни, к людям. Хотя, безусловно, она очень умная женщина, интересная, прекрасно выглядящая и сделавшая себя сама. Но очень злая и не любящая людей. Причем тех самых людей, которые несут ей "в клювике" деньги, на которые она по сути живет!

Я не раз вспоминала ее, когда через несколько лет завела свой бизнес. У меня тоже были (и есть, конечно) разные клиенты. Есть те, с которыми я не смогла найти общий язык. Кто-то меня раздражает, допускаю, что и я не всем кажусь "ягодкой-малиной". Бывают откровенно странные люди.

Но никогда, видит бог, никогда я не могла сказать ни про одного из них: "Я их ненавижу". Потому что ненавидеть своих клиентов - это рубить сук, на котором сидишь. Люди искренне чувствуют твоё отношение, люди не дураки.

И то, что некоторые по часу не могут уйти от меня, рассказывая мне о своих делах, путешествиях, детях и внуках, показывая фото, принося работы "на просмотр" , угощая соленьями и вареньями, говорит о том, что они меня тоже, как минимум, не ненавидят. А может, даже и любят!

И если честно, я счастлива этим. Мне кажется, это моё.

Если у вас есть (или были) дети - старшеклассники, наверняка вам знакомы тесты по профориентации, когда с помощью ряда вопросов выясняют тип человека. То есть то, с чем он лучше всего взаимодействует и с чем ему стоит связать свою будущую профессию: с природой ли, с техникой ли, с цифрами, художественным образом или людьми.

Всегда раньше думала, что мое предназначение - это работа с документами, цифрами (не зря же я работала бухгалтером, просто обожала сводить балансы, хорошо считаю). Но с течением времени я полюбила находить взаимодействие с людьми, и теперь мне нравится моя миссия "Человек-Человек".

Фото из личного архива автора
Фото из личного архива автора

Моё решение в отношении клиентов: ЛЮБИТЬ, НЕЛЬЗЯ НЕНАВИДЕТЬ.

Запятую ставлю именно так!

Как вы считаете: можно ли делать бизнес, если ненавидишь своих клиентов? Или одно другому не мешает, а любить друг друга мы не обязаны?

Если понравилась моя история, ставьте лайк👍 и подписывайтесь на наш канал. Буду рада вашим комментариям!

-2