«Ведёт себя плохо!», «Совсем не слушается…». Часто родители произносят эти фразы, когда говорят о своём ребёнке. Но каковы могут быть причины такого поведения, понимает далеко не каждый родитель.
Когда у малыша есть проблемы неврологического характера или нарушения в психике, здесь всё понятно.
Такой малыш не всегда может контролировать своё поведение и нуждается в помощи специалистов и грамотном подходе родителей.
Почему ребенок ведет себя плохо?
А вот почему здоровый ребёнок ведёт себя неподобающим образом?
Дети ведут себя плохо о того, что не всегда уверены в своих способностях и испытывают сложности с самовыражением.
Известный австро-американский психолог и педагог Рудольф Дрейкурс рассматривал негативное поведение детей как ошибочную цель, требующую переориентации.
Он условно выделил 4 категории, цели:
- внимание;
- влияние;
- месть;
- уклонение.
Рассмотрим каждую из них подробнее.
Привлечение внимания
Часто такое поведение можно наблюдать, когда мать с кем-то разговаривает (не важно прямой это диалог или разговор по телефону), а ребёнок именно в этот момент начинает о чём-то просить.
Какую цель он преследует? Быть в центре внимания взрослого, получить порцию любви. Чем меньше внимания получает малыш, тем хуже становится его поведение.
Рекомендации по переориентации:
- не смотрите в глаза ребёнка, когда его поведение Вас не устраивает;
- не вступайте в беседу;
- сделайте что-то, чтобы малыш почувствовал любовь к нему (например, погладьте по голове или по спине).
Влияние (борьба за власть)
Отличить цели «внимание» и «влияние» не трудно – важно обратить внимание на то, что будет после того, как ребёнку уже сделали замечание.
Если негативное поведение сразу прекратиться, значит целью было получение внимания, а если нет (или станет ещё хуже), то идёт «борьба за власть».
Рекомендации по переориентации:
- подумайте, как помочь ребёнку проявить себя в конкретной ситуации;
- дайте возможность сделать малышу самостоятельный выбор (например: когда он почистит зубы, до того, как вы ему почитаете книгу или после);
- предупреждайте заблаговременно (например: спать пойдём через 15 минут);
- пользуйтесь условными знаками (например: жестами, значение которых известны только вам и ребёнку);
- договаривайтесь заранее (например: перед походом в кафе, обсудите, что купите);
- узаконьте поведение, которое не удаётся изменить (например: малыш рисует на обоях, прикрепите на стену большой лист и позвольте ему рисовать; обычно узаконенные шалости имеют тенденцию к снижению).
Месть
Когда мы подавляем детей, они склонны призывать на помощь месть.
Рекомендации по переориентации:
- избегайте наказаний (в состоянии негодования родители порой отвечают агрессией в ответ, но это может только усугубить проблему);
- восстановите доверительные дружественные взаимоотношения;
- постарайтесь понять и принять позицию сына или дочери.
Уклонение
Это своего рода показная неполноценность.
Рекомендации по переориентации:
- перестаньте жалеть своего ребёнка (жалость – это показатель того, что Вы утратили веру в ребёнка);
- измените свои ожидания того, что мог бы сделать ребёнок и сделайте акцент на том, чего он уже достиг;
- создавайте ситуации, в которых ребёнку удастся преуспеть, а затем постепенно усложняйте задачи.
Прежде чем изменить негативное поведение, важно определить цели, которых добивается ребёнок с его помощью.
Затем, пользуясь приёмами переориентации поведения, попытаться его скорректировать.
Удачи Вам, родители, в нелёгком труде под названием «воспитание подрастающего поколения»!
У вас есть свой опыт решения этой проблемы? Пожалуйста, напишите об этом в комментариях.