81-765/766/767 «Москва» — тип электровагонов метрополитена, разработанный и выпускаемый с 2016 года заводом ОАО «Метровагонмаш» и Октябрьским электровагоноремонтным заводом (ОЭВРЗ) с 2018 года по заказу Московского метрополитена. Вагоны модели 81-765 — моторные головные, 81-766 — моторные промежуточные, 81-767 — прицепные промежуточные
Технически представляет собой дальнейшее развитие вагонов 81-760/761 «Ока», но при этом содержит достаточно конструктивных отличий от предшественника, позволяющих эволюционно считаться новой серией.
По состоянию на май 2020 года изготовлено 172 восьмивагонных поездов (114 базовой модели, 9 модификации .3 и 49 модификации .4), 27 шестивагонных (модификации .2), 8 пятивагонных (модификации .Б) и 5 четырёхвагонных (модификации .5), ведётся их дальнейшее производство. Первые шесть поездов начали пассажирскую эксплуатацию в Москве на Таганско-Краснопресненской линии с 14 апреля 2017 года, по мере поступления в эксплуатацию вводятся новые поезда. В Московский метрополитен поступило 121 восьмивагонных поездов базовой модели и модификации .3 и 27 шестивагонных модификации .2, в Бакинский — восемь пятивагонных, а в Ташкентский — пять четырёхвагонных. В Московском метрополитене восьмивагонные поезда за исключением нескольких временно проходящих испытания или первичную наладку эксплуатируются с пассажирами или проходят предэксплуатационную обкатку на Таганско-Краснопресненской, Калужско-Рижской, Сокольнической, Некрасовской, Солнцевской и Большой кольцевой линиях в количестве 91, 24, 27, 21 и 6 составов соответственно, шестивагонные — на Филёвской линии в количестве 27 составов. В Бакинском метрополитене восемь поездов эксплуатируются на Красной и Зелёной линиях. В Ташкентском метрополитене один из пяти составов используется на Узбекистанской линии, планируется, что он будет передан на Кольцевую линию после её открытия. В Казанском метрополитене проходит испытания один четырёхвагонный состав.
История создания и выпуска
Предыстория
В начале 2010-х годов руководство Московского метрополитена в рамках программы по обновлению подвижного состава определило требования к поездам метро нового поколения, которые по уровню комфорта приближались бы к передовым зарубежным моделям. Главными направлениями модернизации стали: применение сквозных межвагонных переходов, установка откидных сидений для увеличения вместимости в часы пик, увеличение ширины дверных проёмов для ускорения посадки и высадки пассажиров, применение в салоне световых линий и усовершенствованной цифровой интерактивной системы информирования пассажиров.
В 2013—2014 годах Московский метрополитен организовал конкурс на производство новых электропоездов между несколькими машиностроительными предприятиями, в котором участвовали российский Трансмашхолдинг в лице завода Метровагонмаш, Siemens в партнёрстве с компанией «Русские машины», Группа Синара с CAF, Bombardier c Уралвагонзаводом, Škoda, Alstom и Hyundai. В рамках конкурса все семь производителей представили концепты вагонов. Помимо этого, Siemens изготовил полноразмерный макет головного вагона из линейки Siemens Inspiro и представил его на выставках Экспо 1520 и ВДНХ во второй половине 2013 года; Группа Синара также продемонстрировала свой макет на ВДНХ в начале 2014 года.
Завод ОАО «Метровагонмаш» обладал большим опытом проектирования и производства электровагонов для метрополитенов России, в те годы серийно выпускал вагоны «Ока» и рассматривался как основной кандидат. В 2014 году «Метровагонмаш» по заказу Бакинского метрополитена выпустил два пятивагонных состава 81-760А/761А/763А «Ока» со сквозными межвагонными переходами и прицепными вагонами. Однако Бакинский метрополитен отказался от них и изменил техническое задание, по которому завод переработал дизайн интерьера и головной части кабины и выпустил для Баку три пятивагонных электропоезда 81-760Б/761Б/763Б. Невостребованные вагоны модификации А во второй половине 2014 года предложили Московскому метрополитену, руководство которого приобрело три таких восьмивагонных поезда и рассмотрело проект новых вагонов на базе модели «Ока». Дальнейшее улучшение вагонов модификации А признали перспективным, и в конце 2014 года Метровагонмаш выиграл конкурс на изготовление 768 вагонов нового поколения.
Проектирование
Идеей разработки нового электропоезда стало избавление от недостатков, обнаруженных в ходе эксплуатации «Оки», и улучшение пассажирских характеристик. Как консультантов привлекли опытных машинистов, других специалистов метрополитена, представителей российских научных организаций в области транспортного машиностроения и общественных объединений инвалидов. В конструкцию вагонов внесли более 200 новшеств, которые коснулись организации внутреннего пространства салона и эргономики кабины машиниста.
В начале 2015 года завод изготовил макет головного вагона нового типа по первоначальному проекту 2014 года. Маска его кабины внешне напоминала маску макетного вагона Siemens Inspiro, представленного полутора годами ранее, и имела горизонтальные буферные фонари, расположенные ниже лобового стекла, с дополнительными световыми линиями между ними. Ширина дверей была увеличена, однако створки по конструкции не отличались от предшественников. Сам вагон был окрашен в красно-бежевую схему, которая применялась для вагонов 81-722.1/723.1/724.1 «Юбилейный» Петербургского метрополитена, при этом лобовая часть кабины окрашивалась в чёрный цвет. Был переработан и интерьер: в пассажирском салоне появились сиденья новой конструкции, откидные сиденья в торцевых зонах и площадка для инвалидных колясок в передней части головного вагона с тремя откидными сиденьями вместо обычных, а в кабине машиниста установлен новый пульт управления.
Во второй половине 2015 года проект будущих вагонов, получивших заводское обозначение 81-765/766/767, был существенно переработан. Основные изменения коснулись внешнего вида поезда, который получил новую кабину машиниста с обтекаемыми боковыми обводами и вертикальными буферными фонарями, а также дверные створки со стёклами увеличенной высоты. Салон по сравнению с первым прототипом первоначально практически не изменился, за исключением добавления вертикальных поручней и более продвинутых интерактивных систем информирования. Однако в окончательном варианте было решено вместо откидных сидений установить полусиденья для проезда стоячих пассажиров с возможностью облокачивания, а в зоне для колясок все сиденья были ликвидированы. Для вагонов была разработана новая схема брендовой окраски Московского транспорта с белым и синим цветами стен и красной крышей, кабина спереди окрашивалась в чёрный цвет и имела красные борта.
В марте 2016 года было решено выбрать название новой модели вагонов путём голосования горожан на портале «Активный гражданин», и 6 июля 2016 года по его результатам было выбрано имя «Москва».
Эксплуатация
Испытания и демонстрационные заезды
В конце января 2017 года первый восьмивагонный состав «Москва» прибыл в депо ТЧ-2 «Сокол» Замоскворецкой линии Московского метро для первичной наладки оборудования. 1 февраля он совершил пробную обкатку по Замоскворецкой линии и затем был передан в депо ТЧ-11 «Выхино» Таганско-Краснопресненской линии для дальнейшей пассажирской эксплуатации. Вскоре в метрополитен прибыли ещё три состава, также начавшие проходить испытания. С начала февраля до начала апреля электропоезда проходили обкатку без пассажиров на нескольких линиях метрополитена, в ходе которой проверялась работа их оборудования и выявление неполадок в работе. К моменту начала пассажирской эксплуатации в метрополитене насчитывалось шесть составов.
Один из головных вагонов 14-го состава № 65028 в июле 2017 года демонстрировался на ВДНХ в рамках выставки Moscow Urban Forum. В конце августа 13-й поезд с головными вагонами 65025—65026 прибыл в пятивагонной составности на испытательное кольцо ВНИИЖТ в Щербинке, его головные вагоны были временно оснащены верхними токоприёмниками пантографного типа для возможности питания от железнодорожной верхней контактной сети в условиях отсутствия контактного рельса. Этот состав принимал участие в параде поездов на кольце в рамках выставки Экспо 1520 c 30 августа по 2 сентября, катая посетителей выставки по бесплатным билетам. В дальнейшем он вернулся в метрополитен и в той же составности с октября 2017 по март 2018 года проходил обкатку на Филёвской линии с целью обучения машинистов и изучения работы оборудования в зимних условиях наземной линии. В конце марта он был временно переведён в депо «Красная Пресня», откуда планировалось передать его в депо «Свиблово» для обкатки и обучения машинистов на Калужско-Рижской линии, однако впоследствии поезд был возвращён в депо «Фили» и только в конце мая 2018 года после поступления первых двух шестивагонных составов был возвращён в Выхино. На Калужско-Рижскую линию же начали передаваться новые составы начиная со 108-го и 109-го (головные вагоны 65215—65216 и 65217—65218), где с апреля 2018 года они начали проходить обкатку.
17 мая 2018 года в депо ТЧ-2 «Сокол» Замоскворецкой линии Московского метро прибыл первый шестивагонный состав модификации .2 с головными вагонами 65229—65230 для первичной наладки оборудования. 21 мая он совершил пробную обкатку по Замоскворецкой линии и затем был передан в депо ТЧ-9 «Фили» Филёвской линии для дальнейшей пассажирской эксплуатации.
Пассажирская эксплуатация
Москва
В Московский метрополитен электропоезда «Москва» поставлялись в депо «Выхино» и «Планерное» и эксплуатируются на Таганско-Краснопресненской линии. Планируются поставки этих вагонов в депо «Планерное» для замены старейших в метрополитене вагонов Еж-3/Ем-508T. Первые поезда начали регулярные пассажирские перевозки на линии с 14 апреля 2017 года, по мере поступления в метрополитен в эксплуатацию вводятся новые составы. В июле 2017 года в эксплуатацию с пассажирами было введено уже 13 электропоездов.
За время эксплуатации поездов уже через месяц после их ввода были отмечены нарекания в работе электрооборудования, такие как скачки напряжения, программные сбои контроллера и бортового компьютера машиниста и программная блокировка возможности закрытия дверей с необходимостью перезагрузки в случае трёх неудачных попыток закрытия. Это приводило к сбоям в движении на линии в часы пик и жалобам пассажиров и машинистов, что вызвало финансовые претензии метрополитена в адрес производителя, который в свою очередь отрицал наличие системных сбоев в работе поездов. Через некоторое время заводом была осуществлена доработка программного обеспечения, включая систему климат-контроля, информирования машиниста и алгоритм блокировки закрытия дверей, в результате чего частота сбоев в работе электроники поездов снизилась.
По состоянию на май 2020 года в Московский метрополитен поступило 197 поездов базовой модели и модификаций .3 и .4. В эксплуатации с пассажирами на Таганско-Краснопресненской линии задействован 91 поезд из 96, приписанных к электродепо «Выхино» и «Планерное». При этом 2017—2018 годах на линии также работали составы, приобретённые в рамках второго контракта для эксплуатации на других линиях метрополитена. С апреля 2018 года наряду с депо «Выхино» обслуживание электропоездов «Москва» также стало производиться в депо «Планерное».
В начале 2018 года началось обновление парка подвижного состава в депо «Свиблово» Калужско-Рижской линии. Изначально планировалось, что в 2018 году в него будут передаваться только поезда «Ока» с других линий, а «Москва» начнёт поступать с 2019 года, однако впоследствии было решено начать их поставки на линию уже с весны 2018 года. С 14 мая 2018 года поезд «Москва» с головными вагонами 65215—65216 начал регулярное пассажирские перевозки на Калужско-Рижской линии, через некоторое время начали вводиться в эксплуатацию и другие поезда. По состоянию на май 2020 года к электродепо «Свиблово» приписано 24 поездов серии, все из которых эксплуатируются на линии.
В июне 2018 года шестивагонные поезда «Москва» модификации .2, адаптированные для наземных линий метро, начали поступать в электродепо «Фили» для эксплуатации на Филёвской линии. Со 2 июля 2018 года два поезда начали регулярные пассажирские перевозки. К концу года введено в эксплуатацию 27 поездов данного типа взамен электропоездов 81-740/741 «Русич», которые в свою очередь планировалось продать Самарскому метрополитену для замены в нём вагонов 81-717/714. Но Самара отказалась от вагонов «Русич», и данные вагоны были переданы на Арбатско-Покровскую и Бутовскую линии, кроме одного состава, который в связи с новогодним тематическим брендингом проработал на Филёвской линии до середины января 2019 года, после чего также был передан.
В ноябре 2018 года в депо «Солнцево» поступил первый поезд «Москва». Составы модификации .3 эксплуатируются на Солнцевской и Большой кольцевой линии с момента открытия станции «Савёловская» 30 декабря 2018 года.
13 и 18 марта 2019 начата эксплуатация на Сокольнической линии одного состава модификации .3 и составов модификации .4 соответственно, приписанных к электродепо «Черкизово», для увеличения количества поездов под продление до станции «Коммунарка». Позже эксплуатация состава модификации .3 на линии прекращена. По состоянию на май 2020 года на линии эксплуатируется 27 поездов серии.
С 3 июня 2019 года с открытием Некрасовской линии на ней эксплуатируются вагоны модификации .4, приписанные к электродепо «Руднёво».
С 8 октября 2019 года вагоны модификации .4, приписанные к электродепо «Свиблово», эксплуатируются на Калужско-Рижской линии, однако в марте 2020 года перед продлением Некрасовской линии почти все поезда этой модификации были переданы в ТЧ-20.
С 7 ноября 2019 года вагоны модификации .4, приписанные к электродепо «Солнцево», эксплуатируются на Солнцевской и Большой кольцевой линиях.
С 2017 года электропоезда «Москва» принимают участие в ежегодных парадах поездов на Кольцевой линии в честь дня открытия метрополитена 15 мая, проводимых в течение двух ближайших выходных дней к этой дате. 13—14 мая 2017 года на линии курсировал четвёртый электропоезд в семивагонной составности, а 12—13 мая 2018 года — 106-й электропоезд в шестивагонной составности. Предположительно в дальнейшем в аналогичных парадах будут принимать участие шестивагонные поезда модификации .2 с Филёвской линии, хотя эксплуатация поездов «Москва» на регулярной основе на Кольцевой линии не планируется.
Баку
В Бакинский метрополитен первый электропоезд «Москва» прибыл в конце марта — начале апреля 2018 года и поступил в депо имени Наримана Нариманова, после чего прошёл цикл предварительных обкаток без пассажиров. 20 апреля 2018 года поезд был продемонстрирован Президенту Азербайджана Ильхаму Алиеву, который совместно с начальником Бакинского метрополитена Зауром Гусейновым и журналистами проехались на нём от станции Ичеришехер до станции Нариман Нариманов. В тот же день вскоре после этого поезд начал осуществлять регулярные пассажирские перевозки. В мае 2019 года запланирована отгрузка ещё двух новых составов.
Ташкент
19 сентября 2019 года состоялась отправка в Ташкент двадцати вагонов (пяти составов), разделённых на два состава — из 12 и 8 вагонов. Через 10 дней (29-IX), приблизительно к 0:00 по местному времени, составы добрались до места с разницей в 30 минут.
20 ноября 2019 года состав 4001-4101-4102-4002, совершил свою первую поездку с пассажирами по Узбекистанской линии. С этого дня началось временное использование этих составов для её обслуживания, наряду с моделями 81-717/714 и 81-718/719 — вероятно, до запуска Кольцевой линии.
Перспективы
В Московском метрополитене наряду с полным обновлением парка составов Таганско-Краснопресненской линии планируется начать эксплуатацию электропоездов «Москва» на ряде других линий, как с целью увеличения парка метрополитена для обслуживания новых построенных участков, так и с целью замены подвижного состава типа 81-717/714:
В апреле 2020 года выпущен и готовится к отправке один состав модификации .4 для Казанского метрополитена.