Часть 4. Притоки Волги - Кама, Ока, Шексна
Дорогие друзья, вновь приветствуем вас на нашем канале! В предыдущих выпусках рассказывалось о судоходстве по Неве и Москве-реке, реках Сибири, Волге и Дону. Настала пора направить киль в сторону волжских притоков, заглянуть на Русский Север и обратить свой взор на так называемые "малые" реки. О притоках Волги мы расскажем прямо сейчас.
Крупнейшим притоком Волги является Кама. Это могучая река длиной без малого 2000 км. По водоносности (4100 куб. км в секунду) она равна Печоре, в два с половиной раза превосходит Днепр, и даже сама Волга в месте слияния с Камой несет воды меньше, чем ее "младшая" сестра. Правда, ненамного, но и этого хватает, чтобы жители Татарстана скептически пожимали плечами: "Это Кама-то впадает в Волгу? Скорее, Волга впадает в Каму!" Немудрено: если Волге у точки рандеву помогает "держать себя в руках" высокий правый берег, то ничем не стесненная Кама, подпертая водами Жигулевского моря, образует при впадении воронкообразный эстуарий шириной километров двадцать пять, из-за чего смотрится гораздо мощнее. Да и без всякого подпора Кама даже в среднем течении, еще до впадения основных притоков Белой и Вятки, достигает в ширину километра:
В трех местах Кама перегорожена плотинами ГЭС, образующими Камское, Воткинское и Нижнекамское водохранилища. Последнее, как и Чебоксарское на Волге, по причине капризов региональных властей осталось "недозаполненным", в результате чего добрая половина внушительного на первый взгляд Нижнекамского "моря" представляет собой мелководную лужу глубиной менее 2 метров. Это вызывает проблемы и у энергетиков (по причине низкого напора воды ГЭС работает на 60% мощности), и у судоводителей. Единственный плюс создавшейся ситуации - суда быстрее проходят шлюзы.
Второй по длине и водности приток Волги - Ока. Место слияния двух рек известно всем - знаменитая нижегородская Стрелка. Ока пусть и поменьше Камы, но тоже весьма солидная река, и судоходство по ней всегда было очень интенсивным. В настоящее время оно столь же интенсивно чахнет - Оку периодически исключают из программы обеспечения гарантированных глубин, прекращают дноуглубительные работы, демонтируют знаки судовой обстановки, снимают суда с регулярных линий.
Формально Ока считается судоходной от Калуги. Что ж, посмотрим, как обстоят дела на Калужском направлении...
Не впечатляет? На момент съемки (октябрь 2014 года) местные прогулочные теплоходики (числом не более трех) уже находились на зимних квартирах небольшом затончике близ впадения в Оку речки Тарусы, а голубой дебаркадер отбуксирован из города от греха подальше вниз по течению. В целом же следует признать, что ситуация с регулярным судоходством на Оке в настоящее время действительно аховая - на это жалуются даже жители Нижегородской области, где река, что называется, входит в силу. Вольготно себя здесь чувствуют разве что моторки...
А вот судоходство на Шексне, самом северном притоке Волги, пока еще дышит полной грудью. Что неудивительно - ведь река эта, соединяющая Белое озеро и Рыбинское водохранилище, является частью стратегического Волго-Балтийского водного пути, специализирующегося на экономически оправданных крупнотоннажных перевозках, в том числе экспортных. Сама Шексна не особенно многоводна (расход воды в ней всего 172 куб. м в секунду), и чтобы она могла таскать на своем горбу огромные сухогрузы, танкеры класса "река-море" и круизные лайнеры ее пришлось увеличить старым проверенным способом - построить парочку плотин. Ныне Шексну можно назвать рекой лишь отчасти - ее низовья еще с 1940-х годов стали заливом Рыбинского моря, а верховья с 1960-х подпружены водами Шекснинского водохранилища. И даже в номинальном промежутке между затопленными участками Шексна смотрится неким гибридом реки и пруда из-за остаточного подпора Рыбинского гидроузла:
Ближе к Череповцу "привет из Рыбинска" лишь усиливается, и в прославленный город металлургов и химиков Шексна вступает могучей рекой километровой ширины, но почти без течения:
Достопримечательностью Череповца является вантовый Октябрьский мост через Шексну, построенный еще в 1979 году:
О том, что Шексна является здесь уже частью Рыбинского водохранилища говорит тот факт, что часть моста проложена по глухой насыпи - на текущих реках такое обычно не практикуется:
Помимо вантового красавца, в Череповце строится новый автомобильный мост. И хотя каждое такое сооружение нервирует капитанов, будем надеяться, что все суда и мосты на Шексне останутся в целости и сохранности.
Хотя катастрофы, увы, случались и в этих краях. Самая крупная из них произошла в 1972 году в верхнем течении Шексны, где столкнулись рудовоз "Профессор Керичев", шедший из Кандалакши в Череповец, и танкер типа "Волгонефть", направлявшийся из Сызрани в Финляндию. Тогда в огне разлившейся и воспламенившейся нефти полностью погибла вся команда рудовоза (16 человек), включая девушку-повара и студентов-практикантов, хотя экипаж танкера сумел спастись.
К счастью, с тех пор на Шексне ничего подобного не происходило. На этой оптимистичной ноте мы заканчиваем наш рассказ о судоходстве на притоках Волги. И, коль скоро Шексна - самый северный из них, следующий выпуск будет посвящен крупнейшей из рек Европейского Севера - Печоре.
Предыдущие выпуски:
Часть 1. Нева и Москва-река
Часть 2. Обь, Иртыш, Томь, Енисей
Часть 3. Волга и Дон