Поскольку я с самого начала решил писать человеческим языком, я не буду излагать тут фундаментальные термины, описывать виды, типы и методы консалтинговых компаний.
В России как всегда все по-своему, ибо у нас свой отдельный путь:)
Отечественный консалтинг процветает на нечеловеческой сложности процедур и немыслимой забюрократизированности любых государственных услуг и процессов, связанных с какими-либо разрешительными вопросами.
Имейте в виду, что вся эта зарубежная бизнес-литература будет вам полезна только чисто теоретически, в начале создания консалтингового бизнеса у вас не будет времени заниматься глобальными стратегиями и думать о вечном. Я читал труды нобелевских лауреатов, и для конкретного бизнеса толк от этого был только в слегка подправленных рекламных кампаниях, и чуть измененных подходах в общении с клиентами. Была ли какая-то хоть сколько то ощутимая польза от этого, сказать очень затрудняюсь.
Многие люди, напичкав себя идеями западных бизнес-гуру и вдохновленные ими, потом с удивлением обнаруживали, что их стратегии применительно к российской действительности не работают от слова совсем. Ну или почти совсем. К тому же нужно понимать, что экономика - живой организм, и то, что было просто бомбой год назад сегодня может отвратить людей.
Дейл Карнеги в свое время научил весь мир торговли улыбаться и спрашивать "Могу ли я вам чем-то помочь?". В сегодняшних учебниках новые бизнес-гуру пишут, что эту фразу ни в коем случае нельзя говорить потенциальному покупателю.
Начнём с начала.
О каждом виде консалтеров я буду позже более подробно рассказывать в отдельных статьях, подписывайтесь на канал, если Вам интересно!
У истоков любого бизнеса стоит регистрация. И регистраторы являются особой, низовой кастой консалтинга. Низовой не в смысле их низшего сословия, а в том смысле, что регистрация является основой - с этого все начинается.
Регистраторами у нас обычно выступают юристы или бухгалтеры.
Юристы это понятно - регистрация юридического лица или индивидуального предпринимателя происходит через налоговую инспекцию (часто через централизованный единый регистрирующий орган, то есть специализированную налоговую, которая этим и занимается).
Так же регистрационными действиями часто сопровождают и
бухгалтеры-регистраторы.
Бухгалтеры часто привлекают потенциальных клиентов на услуги бухгалтерского обслуживания именно услугами (иногда даже бесплатными) по регистрации ООО или ИП.
После регистрации клиент заключает договор на бухгалтерское обслуживание и сдачу отчетности и становится постоянным потребителем услуги.
Налоговые консультанты.
Бывают отдельные компании, которые предлагают только услуги налогового планирования. Так же налоговым консалтингом занимаются и развитые бухгалтерские компании с приличной практикой.
Здесь нужно понимать, что бухгалтер может просто выполнять свои функции исходя из той информации, операций и документов, что вы им предоставляете. Либо проявлять инициативу и предлагать вам варианты разделения деятельности для законной оптимизации выплаты налогов.
К налоговым консультантам обращаются когда планируется создать предприятие с серьезными инвестициями и сложным производственным процессом. Или когда обороты достигли такого уровня, что пора провести анализ деятельности на предмет "всё ли грамотно делается".
HR-консалтинг. Или просто кадровый консалтинг.
HR - human resources - человеческие ресурсы. Так модно и по-современному называют кадровое планирование и делопроизводство.
Часто этим тоже занимаются бухгалтера, поскольку в любом случае какой-то минимум кадрового делопроизводства лежит на их плечах с момента регистрации. А вот если компания сталкивается с более серьезными профессиональными вопросами - иностранные сотрудники, большое количество работников, трудовые споры, несчастные случаи на производстве, то они предпочтут обращаться к профессионалам в сфере кадрового консалтинга. Часто занимаются и вопросами обучения.
Юридический консалтинг.
Лично я разделяю юристов в этой сфере на тех, кто занимается только бумажками и судами и тех, кто консультирует ради получения бумажек:)
То есть юристы в сфере В2В для меня делятся на две категории: те, кто занимается чистой, в академическом смысле, юриспруденцией - это всяческие договоры, соглашения, документы и суды - от претензионной работы до походов в суд. К таким обращаются либо ввиду проблем на уровне конфликтов и невозможности его урегулирования неофициальным путем. Либо когда требуется серьезная договорная поддержка бизнеса в целом или какого-то конкретного проекта в частности.
Те же, кто консультирует для получения бумажек - это лицензирование, всевозможные разрешительные процедуры, которые могут касаться как получения от государства разрешения на какой-либо вид деятельности, так и подтверждения законности проводимых действий (типа узаконивания перепланировок, получения свидетельств о собственности и т.д.)
Стратегический консалтинг в традиционном понимании означает несколько другое, чем я вкладываю в это понятие. О своем видении я расскажу в отдельной статье.
По бизнес-канонам это такой тип консультирования, который нужен когда вы хотите расти и развиваться, но своих идей у вас нет и стратегию куда двигаться и что делать вы самостоятельно выработать не можете.
Обычно к таким специалистам обращаются уже действующие крупные предприятия.
В представлении мелкого, малого и среднего бизнеса стратегический консалтинг - это мозговой штурм на кухне или пойманная на просторах интернета чужая идея. Платить за это они не готовы.
Вообще стратегический, маркетинговый (рекламный) и кадровый консалтинг относят к так называемому управленческому консалтингу.
И скорее всего это верно. Но сам термин, объем и виды услуг в составе управленческого консалтинга предполагают наличие одного обязательного условия - тупого безвольного богатого клиента, который всецело вам доверяет.
Думаю, что в России для компаний с оборотом менее миллионов 150 в год, управленческий консалтинг просто не существует как вид.
Производственный консалтинг.
Это консалтинг в сфере качества, стандартизации и сертификации, или промышленной безопасности, или в вопросах таможенного оформления.
Отдельная сложная и объёмная тема.
Касается в первую очередь внутренних производственных процессов, зачастую сложных и требующих определенного глубокого знания сути этих процессов. Конечно, в России у многих устоялось мнение, что "любую бумажку можно купить", но в последнее время государство настолько ужесточило политику в данной сфере, что легко уже не будет никому.
Куда идти, что делать, и как не выкинуть деньги на ветер - в этом и помогают консалтеры этого типа.
Так же некоторые издания перечисляют маркетинговый (рекламный), экологический, экспортный, и другие виды консалтинга. По мне так это просто дробление на узкие типы тех, кто уже входит в условные бОльшие группы.
Маркетинговым (рекламным) консалтингом в России занимаются в основном рекламные или IT-компании, и рекламный бизнес так или иначе это другая отрасль. Отдельных компаний, которые только консультируют или занимаются исследованиями в сфере маркетинга и рекламы настолько мало, что на общую статистику и терминологию они не влияют.
Экспортный консалтинг - в России это отдельные виды компаний, которые в массе своей занимаются внешней торговлей на уровне согласований и таможенным оформлением товаров. Их можно отнести к юристам, занимающимся производственным консалтингом.
Экологический же консалтинг настолько узко специализирован и монополизирован, что бизнеса в чистом его рыночном виде мало касается.
Спасибо всем, кто зашёл! Подписывайтесь на канал, ставьте лайки!