Это продолжение рассказа о путешествии по стране, зимовке и карантине в деревне.
Про чай. В нём нигде в Марокко дефицита нет — страна очень пьющая :) Зеленый чай (другого не признают) пьют везде и по любому поводу, но с огромным количеством заварки и тонной сахара, так что вкус чая (чифиря) в этой сахарной воде уже едва улавливается. Такой и тут мне повсюду наливают, только ещё более крепкий и с ещё большим объёмом сахара.
Чтобы было понятно и без образных преувеличений - в чайник среднего размера на одну компанию из нескольких человек кладут около 30г заварки зеленого чая и около 50-100г сахара. В городах пьют полайтовее чаек. Да и там, если пьешь в кафе всегда можно сказать этей хафиф, бла суккр (слабый чай, без сахара) и белому мсьё не откажут в странной просьбе. Но тут не кафе и не город. Джед мне пояснил за местный чай - тут такое дело, сладость чая - это признак достатка, а налить такой гостю - это показать желание поделиться этим достатком.
Соответственно, налить гостю чай без сахара - это как если сказать что мы нищеброды или что от нас ничего не жди. Поделать с этим ничего нельзя. Я давно начал намекать всем, что пью без сахара, но эффекта от этих намёков пока ноль. И потом как это технически должно выглядеть? Для всех заваривают сладкий чай в одном большом чайнике, а для особенного мистера Жоржа отдельный маленький чайничек? Класть сахар после заваривания - тут так не работает.
За столом не только чай общий. Все едят с общей тарелки, зажимая еду маленькими кусочками хлеба. Так чтобы не касаться пальцами самой еды. Зачерпнул маленьким кусочком хлеба маленький кусочек блюда и съел всё вместе, потом снова отламываешь маленький кусок хлеба и так далее. Чтобы у каждого своя тарелка - такая экзотика совершенно не принята ни в деревне, ни в городе.
Ложки и вилки в традиционной марроканской кухне не используются. Иначе, как я понял, если есть из общей тарелки приборами, то через них все обмениваются слюнями... В общем, в итоге марроканец всегда съедает вместе с основным блюдом, такой же объем хлеба. Или нет, или да - не половину, а ещё больше. Хлеб едят и как самостоятельную закуску, смоченную в оливковом масле - тоже неизменно подается при любом виде застолья. И тут представить для себя компромиссное решение приближенное к моим привычкам сложно - это как получается, все едят с большой общей тарелки, а мне как собачке отдельную маленькую, но с ложкой?
В общем, стараюсь есть как все, но мне всё равно часто дают есть ложкой с этой общей тары. Только вот мне кажется, когда я это делаю, остальные прекращают доедать, слегка дойдя до моих условных границ блюда чтобы не дойти до места, где есть мои слюни. Но может быть всё проще - они быстрей наедаются - там же у них ещё хлеба наполовину с едой, а я без хлеба и в итоге из тарелки ем больше остальных. Также в этой традиции, как я вижу, есть ещё одно рациональное объяснение кроме того что меньше посуды мыть - меньше и еды перерасходуется - если кто-то съел меньше, то это компенсируется тем, что кто-то может съесть больше, а не так что из тарелки недоевшего выбрасываются остатки... Если что, на карантинную санитарию тут всем плевать. Мне, если что, тоже.
Ещё про еду и гостей. С пропитанием порядок, в этом плане местные жители показывают пример гостеприимства на протяжении всех этих недель. Пока ничего не просят взамен кроме моего присутствия и внимания.
Позавчера человек по имени Адил - из тех, на кого я тут полагаюсь, и вообще, главный кормилец и решала, сказал что через полтора часа придёт ко мне и все вместе приготовим петуха. Кстати на почти 95% вся еда, включая петуха с местных грядок и курятников. Петухи и курицы в свою очередь кормятся семенами местной конопли, которой тут в избытке. Полный Био. Не считая завозного сахара и чая.
В общем, в назначенное время, в 10 вечера ко мне пришла толпа, а Адил принёс петуха и дает мне нож. Было видно по глазам что человек искренне ожидает от меня радостной реакции за предоставленную честь инициировать знатный ужин. Вот это, конечно, поворот на сон грядущий. Ладно, отмазался, сказал что посмотрю. Да и не знаю я всех тонкостей. Ещё меня попросили номер Джеда чтобы с радостью поделиться с ним видео резки петуха как показателем благополучия в деревне. Тот написал мне - конечно давай и добавил кучу ржущих смайликов.
Петуха мочканули на камеру, технично общипали, освежевали, долго варили - может часа полтора. Ключевые этапы зафотофиксированы и сняты на видео. Всё это время в моей комнате в ожидании ужина тусила толпа мужиков. Кастрюля со всеми запахами варилась в той-же комнате — не сказать что дышалось легко.
Что до меня - мне такой поворот конечно был неожиданным и интересным с точки зрения расширения кругозора, но честно сказать, хотелось спать и уже давно. И голодным тоже в тот час себя не чувствовал. Так что я бы с удовольствием, при возможности перенёс на другое время это действо. Но пришлось участвовать и ловить момент тогда, когда он есть. И до утра переваривать. Если кто из моих знакомых не в курсе, в путешествиях моего формата не побудешь строгим вегетарианцем и я уже давно отпустил этот аспект.
Ещё про застолья, наркотики, женщин и ислам - всё непросто в консервативной мусульманской деревне, особенно поначалу, но об этом в последующих рассказах.
Этот рассказ был на основе записи от 7.04.2020 с некоторыми правками.