Не секрет, что в визуальном искусстве также есть свои правила и принципы. Они существуют для того, чтобы облегчить восприятие, придать органичность композиции, привлечь внимание к определенной области кадра. Но, как и в любой деятельности, правила существуют для того, чтобы их нарушать. Прежде, чем научиться грамотно использовать или не использовать это правило, давайте разберемся, в чем же оно заключается.
Проще говоря, это композиционный прием, который заключается в разделении кадра с помощью сетки из четырех линий. Объект должен располагаться в точках пересечений этих линий. Так кадр будет выглядеть более естественно. Попытайтесь повторить это дома! Такая сетка есть в каждом телефоне.
С фотографией разобрались. Но что делать кинематографистам? Ведь герои постоянно в движении, да и внимание зрителя не сидит на месте: его нужно все время удерживать, направлять. Особое расположение элементов в кадре призвано усиливать напряжение и вызывать определенные эмоции. Тут постановка кадра выходит на совершенно иной уровень.
Конечно, статичную съемку никто не отменял. Таких примеров полно, вспомнить хотя бы правило "восьмёрки", по которому снимается большинство диалогов между героями.
Нередко применяется и динамическая съемка, при которой камера движется за объектом, и в то же время, объект все время находится в одной части кадра.
Конечно, это правило ни в коем случае не ограничивает полет фантазии. Например, такие мастера визуальной композиции, как Стэнли Кубрик и Уэс Андерсон, намеренно центрировали композицию. В случае Андерсона, это стало главным и самым узнаваемым атрибутом его стиля.
Интересно, как использовал это правило Сэм Эсмейл в работе над сериалом "Мистер Робот". Ответ: мастерски.
Режиссер часто нарушает правило третей, и у этого есть очень интересное объяснение.
С помощью кадрирования режиссер смог передать тяжелое психологическое состояние героя. На протяжении всего сериала мы видим, что герой, в прямом и переносном смысле, загнан в угол. Мы чувствуем, какое давление испытывает Эллиот со стороны общества, как страдает из-за наркотической зависимости, и как угнетает его одиночество и его же рассудок.
Правило третей — лишь одно из многих средств выражения мысли и достижения эстетичности кадра. Практикуйтесь, экспериментируйте, создавайте свой собственный стиль!