Найти тему

ДИОГЕН. ЦЕЛАЯ БОЧКА ЦИНИЗМА.

Сегодня под цинизмом обычно понимают отрицание традиционной морали и  несоблюдение общепринятых норм поведения в обществе. Для циников не существует никаких моральных запретов и ограничений. Они демонстративно отвергают такие качества человеческой души, как честь, совесть, справедливость, стыд и т.п. Для достижения своих целей циники способны нарушить любые приличия и этические нормы. Однако, так было далеко не всегда. 

В античной Греции середины четвертого века до н.э. цинизм являлся одной из самых передовых доктрин, бросавших вызов классической философии. 

Сам термин «цинизм», а точнее кинизм (κυνισμός), происходит от греческого kynos – собака. Собаками афинские обыватели называли философа Антисфена и его учеников, призывавших к аскетизму и отказу от мирских благ. Несмотря на презрительный оттенок, сторонники нового учения не возражали против этого названия, поскольку оно подчеркивало их презрение к материальным благам и близость к природе. Согласно другой версии, название произошло от афинского гимнасия Киносарг (Κυνόσαργες), в котором Антисфен проводил свои философские беседы. 

-2

Основой учения киников являлось достижение счастья путем отказа от славы, богатства, власти и других искушений. Высшей целью объявлялась жизнь в соответствии с естественной природой. Подобно любому животному, человек не должен испытывать чувства стыда за те действия, которые продиктованы инстинктом. Киники, по сообщению одного из комментаторов «имели обыкновение, словно собаки, публично есть и предаваться любовным утехам, ходить босыми, спать в бочках и на перекрестках». Такие революционные идеи находили отклик у неимущей части населения Эллады.

-3

Безусловно, самым известным философом-киником является Диоген Синопский (412 до н.э. – 323 до н.э.). Он родился в колонии Синопа на ионическом  побережье Понта Эвксинского, как греки называли Черное море.  Его отец Гикесий был городским менялой, причем не очень чистым на руку. Он попался на сбыте фальшивых монет собственной чеканки. Поговаривали, что и сам Диоген  участвовал в этом преступном бизнесе. В молодости он посетил дельфийского оракула, который предсказал ему  совершить «перечеканку монеты» («παραχαράττειν τὸ νόμισμα»).  По юношескому недомыслию Диоген слишком буквально понял это предсказание. Однако, слова оракула имели и более широкий философский смысл: «совершить переоценку общепринятых ценностей», «изменить сложившиеся обычаи». 

К счастью для себя, Диоген во-время сумел осознать свое истинное предназначение. Ок. 370 до н.э. он покинул отчий дом и перебрался в Афины.

-4

В столице Диоген быстро приобрел всенародную известность. По словам историка Диогена Лаэртского, «лишенный крова, города, отчизны, он был вынужден вести жизнь нищего». Диоген считал любое место «одинаково подходящим и для еды, и для сна, и для беседы» Он сознательно устроил свое жилище в пифосе - большой глиняной бочке для хранения зерна, вина или воды; «желая закалить себя, летом перекатывался на горячий песок, а зимой обнимал статуи, запорошенные снегом». 

-5

При этом, Диоген не упускал случая горячо проповедовать свои взгляды перед толпой собравшихся вокруг него афинских граждан. Без всякого смущения вступал в дискуссию с прославленными философами (Платоном, Аристотелем, Аристиппом), ораторами (Демосфеном), учеными (Евклидом) и др. Он возвел нищету в высшую добродетель и даже осмеливался критиковать самого Антисфена за недостаточную твердость поступков. Как образец для подражания, он приводил основоположнику кинизма юношу, который пил воду прямо из пригоршни, а не из чашки.

-6

О дерзости, независимом характере и оригинальности мышления Диогена ходили легенды. Он странствовал по городам Греции, повсюду обличая чинопочитание, угодничество и другие людские пороки. Однажды сам завоеватель Коринфа Александр Македонский захотел взглянуть на знаменитого философа. Пораженный его полным безразличием, царь сказал: «Проси у меня, чего хочешь». Слегка приподнявшись на локте, Диоген ответил: «Отойди в сторону и не заслоняй мне солнца». Изумленный  властелин мира обратился к своей свите: «Если бы я не был Александром, я хотел бы быть Диогеном». По другой версии, Александр приблизился к Диогену, когда тот внимательно наблюдал за игрой в кости. Царь спросил, что его так заинтересовало. Диоген ответил: «Я хочу разглядеть кости моего отца, но никак не могу отличить их от костей простого раба». Таким способом философ указал царю, что в смерти все люди равны.

-7

Со временем вокруг личности Диогена сложился целый цикл исторических анекдотов, в которых трудно отличить правду от выдумки. Для потехи его нередко приглашали в богатые дома. Однажды хозяин предупредил Диогена, чтобы он не плевал на пол в гостинной, а только на грязный пол в прихожей. В ответ философ плюнул в лицо хозяину, заявив, что ничего грязнее в этом доме нет. Другой раз начал истошно кричать «Люди, люди!». Когда вокруг собрался народ, он напустился на них с палкой: «Я звал людей, а не мерзавцев!» Если его проповеди собирали небольшую аудиторию, недовольный Диоген начинал верещать птичьими голосами. Когда набиралось достаточно любопытных, он обращался к ним с обидой: «Вот, афиняне, цена вашего разума. Когда я говорил вам умные вещи, никто не обращал на меня внимания, а когда защебетал, как неразумная птица, вы слушаете меня разинув рот». Историк Лукиан сообщает, что когда жители Коринфа готовились к осаде, Диоген начал катать взад-вперед глиняный сосуд, «чтобы не подумали, будто он один бездельничает, когда остальные роют рвы и таскают камни». Венцом поучительных историй стал, конечно, эпизод, когда Диоген ходил днем по улицам с зажженным фонарем. На вопрос, зачем он это делает, отвечал: «Ищу человека!»

-8

Несмотря на всю чудаковатость, граждане Афин относились к Диогену с большим почтением. Они воздавали ему должное и отнюдь не считали городским сумасшедшим: «мудрецам дозволяется больше, чем остальным людям». Такого же мнения придерживались и знаменитые гетеры того времени Лаиса и Фрина, которые дозволяли философу бесплатно пользоваться своими прелестями.

Существует несколько версий того, как Диоген окончил свои дни. По одной из них – отравился сырым осьминогом, по другой – добровольно лишил себя жизни, задержав дыхание. Диоген Лаэртский утверждает, что он завещал оставить свое тело без погребения, чтобы оно стало добычей зверей и «принесло пользу его братьям», т. е. собакам. Однако, просьба философа не была уважена. Ученики похоронили Диогена в Коринфе, «возле ворот, ведущих к Истму», а на могиле установили колонну с изображением  «собаки из паросского камня».

COPYRIGHT © Александр Сосновский

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц