XV веке появился новый вид транспорта,-карета
(от лат. carrus - повозка) - закрытая пассажирская повозка с рессорами.
Это была повозка, кузов которой ремнями прикреплялся к изогнутой раме. Такое приспособление помогало смягчить толчки колес,
но экипаж становился очень укачивающим. Кареты были дорогие
и принадлежали только знати и титулованным особам.
В XVI-XVII столетиях развивалось внутренне удобство кареты.
Появились кареты с кожаными боковыми тентами, жесткой крышей,
а также застекленные (которые стали называться "берлинами").
Так как экипажи тех времен двигались медленно и путешествия занимали очень много времени, появились кареты с раскладными постелями.
Они получили название "дормезы" – от французского "дормир" – "спать".
На Руси наиболее древним из колесных экипажей была колымага (колымажка). Словарь русского языка XI–XVII вв. определяет колымагу как "закрытый экипаж шатрового типа с кожаными пологами, закрывающими оконные отверстия". Эта ранняя форма колымаги свидетельствует о её происхождении от колесных повозок кочевых народов. В более позднее время колымаги по внешнему виду мало отличались от карет. Наиболее ранние упоминания о колымагах относятся к XVI веку.
Слово "карета" пришло в Россию вместе с немецкими каретами
(нем. karette), когда, с середины XVII века, они стали в массовом порядке завозиться германскими купцами и становились все популярнее среди московской знати.
В 1681 году был прописан указ, полагающий боярам ездить в карете, запряженной двумя лошадьми, по праздникам - четырьмя, а на свадьбу можно было позволить себе даже шесть коней! Все прочие должны летом ездить верхом, а зимой в санях, запряженных одной лошадкой.
В XVIII веке кареты из удобного транспортного средства превратились
в элемент престижа, способ подчеркнуть свое положение в обществе. Среди знатных людей было принято именно "выезжать" в свет. Предпочтение пеших прогулок граничило с непристойным поведением
и всячески порицалось. Подобное следование правилам света вскоре было доведено до абсурда. Ведь даже до соседнего дома полагалось ехать в полностью запряженном экипаже.
Наличие собственного выезда было"визитной карточкой" состоятельного человека. Это был целый ритуал, отличающийся необыкновенной роскошью и помпезностью. Лица с чином полковника и выше должны были выезжать в карете в четыре или шесть лошадей, при этом с длиннобородым кучером и с двумя форейторами ( кучер, сидящий верхом на одной из передних лошадей). Самые знатные бояре обивали кареты внутри красным бархатом, особой роскошью считались застекленные окна.
Жены знати (бояр и дворян) круглый год ездили в закрытых каретах (экипажах), летом это были колымаги, зимой - каптаны. Эти экипажи бывали очень богато отделаны, внутри обиты соболями, а колеса кованы серебром. В колымагу (летнюю карету) обычно запрягали одну лошадь, хотя знатные дамы запрягали по несколько гуськом.
Карета императора Петра I была весьма скромна на вид - черного цвета, с четырьмя оконцами. Зато кареты Екатерины II и Павла I поражали роскошью! Снаружи позолоченные, украшенные росписью.
В карету Павла I влезало до двенадцати человек!
В XVIII веке Петр I учредил регулярную почту. Появилась сеть станций,
в распоряжении смотрителей были лошади, почтовые кареты, ямщики. Путешественники, приезжая на станцию, оставляли уставших лошадей
и брали свежих, проплачивая их стоимость. Чиновники брали по статусу от двух до двенадцати лошадей, а помещики и вовсе использовали своих лошадей и кареты - пусть медленнее, зато дешевле.
Александр I ездил по Петербургу в карете с одной лошадью.
В те времена две столицы соединяла грунтовка протяженностью 750 километров. В 1820 году стали ездить кареты-дилижансы. Места внутри такой кареты стоили 100 рублей, снаружи 75.
Вскоре появились дешевые аналоги дилижансов - "сидейки".
В такую карету помещалось пять человек: трое внутри, двое снаружи. Запрягалась всего одна лошадь. Поездка из Петербурга в Москву в такой карете длилась неделю (в дилижансе 4-5 суток).
Во времена Онегина главным городским транспортом были кареты извозчиков. В Петербурге их было много, но стоил проезд в таких пролетках дорого.
В 1830 году появились омнибусы, это большие кареты типа нынешних автобусов. В них помещалось шестеро человек и столько же ехало на крыше кареты.
Люди побогаче могли себе позволить личные кареты и щеголяли в основном качеством и грациозностью лошадей.
Ездили быстро и лихо. У столичных богачей были свои парки карет,
от легких дрожек до больших дорожных карет. Также к каретам относились домрезы, - это большие спальные кареты оптимальные для путешествий на большие расстояния. Но большинство горожан предпочитали брички, дрожки, возки и кибитки.
Все это легкие открытые или полуоткрытые экипажи, которые не могут
по сути называться каретами, так как карета по определению - это закрытый экипаж (повозка) на рессорном ходу, с дверцами и окнами. Возок по сути почти карета, это закрытый экипаж с дверцами и окнами. Кибиткой называли простые экипажи на колесном или санном ходу. Бричка это легкий, полуоткрытый экипаж,
а дрожки - рессорная коляска, порой весьма щегольского вида.
Начало же XX века было ознаменовано массовым производством автомобилей и позолоченные кареты, быстрые экипажи остались
в прошлом.
Но уже в наше время вновь появился спрос на конные экипажи, существуют целые фабрики, создающие кареты по оригинальным чертежам прошлых лет...