Сначала немного исторической справки. Выдержка из стенограммы заседания Военной коллегии Верховного суда СССР. Данное заседание проходило в далеком 1947 г 16 января в Москве. Во что написано в этом отрезке: «Предварительным и судебным следствием установлено: Фон Паннвиц Гельмут в 1941 году, являясь командиром головного ударного отряда 45-й немецкой пехотной дивизии, принимал участие в вероломном нападении гитлеровской Германии на Советский Союз в районе Брест-Литовска. Будучи инспектором кавалерии, при Главном командовании сухопутных войск, Паннвиц активно содействовал проведению немецко-фашистскими солдатами расправ и насилий над советскими жителями на территории Советского Союза, временно оккупированной немцами.
Находясь в армейской группировке немецкого генерала Клейста на Северном Кавказе, Паннвиц содействовал последнему в использовании против Красной Армии так называемого «добровольческого» казачьего полка, созданного немцами из предателей-казаков Дона и Кубани.
В апреле 1943 года по заданию верховного командования германской армии Паннвиц сформировал казачью «добровольческую» дивизию из белогвардейцев и военнопленных казаков, установил связь с белогвардейским генералом Красновым.
Дивизия Паннвица, переформированная затем в корпус, с сентября 1943 года по день капитуляции Германии находилась в Югославии, где вела вооруженную борьбу против югославских партизан и мирного населения. Казаки корпуса Паннвица учиняли расправы над мирным населением, расстреливали ни в чем не повинных людей, насиловали женщин, сжигали населенные пункты. По личному приказу Паннвица зимой 1944 года в районе Сунья-Загреб было повешено на столбах 15 югославских заложников».
Тем же Верховным судом фон Паннвиц был приговорен к смертной казни через повешение как военный преступник. Приговор был объявлен окончательным и не подлежащим к кассационному обжалованию. Казалось бы, все, преступник наказан, справедливость восстановлена.
Но, однако, 23 апреля 1996 года на свет появился следующий документ: «Фон Паннвиц Гельмут Вильгельмович, 1898 года рождения, арестованный 9 мая 1945 г., осужденный 16 января 1947 г. Военной коллегией Верховного суда СССР на основании ст. 1 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 19 апреля 1943 г. к смертной казни через повешение, в соответствии с пунктом «а» ст. 3 Закона Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий» реабилитирован.
Помощник Главного военного прокурора В.М. Крук».
Понимаете, военный преступник реабилитирован как жертва сталинских репрессий. Получается, что гитлеровскому генералу, который сформировал из изменников казачью дивизию и вместе с ней творил разные зверства, простили все это да еще объявили его самого жертвой? И не кто-нибудь, а Главная военная прокуратура.
Основанием для пересмотра данного приговора (не подлежащего пересмотру), стало обращение внучки палача Ванессы фон Бассевиц.
Помощник (тогда еще) Главного военного прокурора полковник юстиции В.М.Крук воспользовался для обеливания нациста пунктом «а» статьи 3 Закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий». Согласно тексту указанного закона «Подлежат реабилитации лица, которые по политическим мотивам были:
а) осуждены за государственные и иные преступления».
То есть все зверства, что творил сам Паннвиц и войска под его командованием, попадает под определение «и иные преступления». Получается, что любого фашистского генерала, осужденного и казненного военным трибуналом, можно объявить жертвой «сталинского произвола».
Но все оказалось гораздо прозаичнее. В те времена во главе нашей страны стоял Б.Н.Ельцин. А он, напомним, считался лучшим другом Х.Коля, немецкого канцлера тех лет. А дружбу необходимо чем-то подтверждать. Реабилитация фон Паннвица и стала одним из «жестов доброй воли» России.
Имеются неподтвержденные свидетельства, что вслед за Паннвицем должны были реабилитировать еще одного нациста, Ханса Раттенхубера, который был начальником личной охраны Гитлера. Мотив – Раттенхубер не принимал участие в зверствах, он просто охранял.
К счастью нашлись в России адекватные люди - в 2001 г. в еженедельнике «Независимое военное обозрение» и журнале «Сельская новь» вышли разоблачительные статьи о факте реабилитации нацистского преступника. После этих выступлений военная прокуратура реабилитацию генерала отменила. А во всем происходящем обвинили полковника юстиции Крука. Мол, он утвердил документ о реабилитации Паннвица в обход специальной комиссии – Управления по реабилитации жертв политических репрессий.
К слову сказать, сам Крук после утверждения данного акта из рядов военной прокуратуры уволился и уехал на ПМЖ за рубеж.
И еще для размышления. В 1997 году вышла книжка «Походный атаман батько фон Паннвиц». Авторство приписывают тому же Круку, Борису Алмазову (атаману Северо-Западного отдельного округа «Союза казаков», основателю первой независимой казачьей общины в Петере «Невская станица») или некому Б.Алферьеву. В этой книге имеются следующие слова: «Гельмут фон Паннвиц – национальный герой казаков, он совершил подвиг (с каких пор убийство мирных граждан стало подвигом) высочайшей нравственности. Он пришел в чужой народ, понял его историю и принял решение пойти с этим народом (казаками)». Слов на это нет, один мат.