Найти тему

С чего начинается клиника?

Обучаясь в медвузе на младших курсах, далеко не все поднимают: а зачем всё это? Например – анатомия. Объём – колоссальный, множество (как мне тогда думалось) совершенно ненужных нюансов, названий и т.д. «Да неужели мне эти знания помогут спасти чью-то жизнь?!», - резонно негодуют многие студенты. И даже на кафедрах патологических анатомии и физиологии в процессе изучения тех или иных морфологических и функциональных нарушений в организме, у студентов редко формируется целостная картина о норме и патологии.

Этому способствует лишь обучение в клинике, где патологоанатом является источником истины для клинициста. Кто виноват в летальном исходе? Врач? Таблетки? Или просто, что называется, время пациента пришло? На этот вопрос может ответить только патологоанатом. И лишь с его помощью врач может осознать, где произошла ошибка, в дальнейшем не наступая на эти «грабли». Патология сегодня – это единственная клиническая специализация, являющаяся отправной точкой для развития медицинской науки.

Мало кто знает, что постановка морфологического диагноза – это многоэтапный индивидуализированный процесс, при котором учитывается множество факторов, в том числе и развернутая клиническая информация, вот почему так важно взаимодействие патоморфолога и клинициста. Патология и клинические дисциплины не могут развиваться параллельно, не пересекаясь друг с другом иначе появляется провал в понимании клиницистами патологических ответов.

Мне повезло учиться в ординатуре по терапии в клинике, где на протяжении многих лет каждая утренняя конференция в под руководством заведующего кафедрой начинается с разговора с патологоанатомом, поскольку, к сожалению, больные умирают, а на следующий день мы показываем презентации с фотографиями секций, которые комментирует патологоанатом. Обсуждение проводится совместно с клиницистами и представителями лабораторных служб путём анализа всех материалов клинического обследования больного, в том числе результатов использовавшихся методов лабораторного исследования. При этом критически рассматриваются лечебные мероприятия в плане их адекватности и своевременности, выявления побочных эффектов медикаментозной и интенсивной терапии и др.

В результате этого происходит не только улучшение практической составляющей знаний врачей и осуществления контроля качества лечебно-диагностической работы, но и сокращается количество расхождений. Это доказывает необходимость непрерывного диалога между клиницистами и морфологами

Наука
7 млн интересуются