Огорчать никого не хочу, просто для информации. Вот, говорят, счастье не за горами... А ведь оно там. Стоит перешагнуть. Верите ли вы, что "счастье не за горами"?
Вопрос, казалось бы из того же разряда, что про стакан и воду. Стакан либо наполовину полон либо наполовину пуст. Оптимист видит одно, пессимист - другое. Третьего не дано. Так вы согласны, что счастье не за горами? Ответив положительно или отрицательно, попадете в категорию позитивистов либо ... А что, если счастье здесь? Зачем нам горы, наконец, почему не лес, не степь и не саванна? Вариантов множество. Посложнее, чем оценить стакан воды. Для меня разобраться с этим важно, потому что я из Перми. Уехала.
В 2009 году фраза "Счастье не за горами" стала арт-объектом, существенно изменившим, если не разрушившим, атмосферу сурового, работящего и не располагающего к романтическим порывам города. Пермь тремя поколениями советских людей крепила обороноспособность страны и хранила военную тайну. Кое-как пережив разоружение, конверсию и приватизацию всего, что было ликвидного, город топтался на пороге постиндустриальной эпохи. А эпоха как раз погружалась в мировой кризис. Вдруг явилась могучая идея - бросить всё и стать культурной столицей Российской Федерации, а лучше самого Евросоюза. Подбили пермяков на это дело местный губернатор с сенатором. Сенатор в Перми до того не бывал и как многие москвичи, полагал, будто за Волгой сразу начинается Сибирь, а где-то в Сибири находится то место, откуда его выбрали в Совет Федерации представлять то самое место. О чем думал губернатор? Он просто верил. Мысль совершить культурную революцию казалась ошеломительно прекрасной. Надо заметить, Пермь находится на 58 параллели северной широты, в основном на восточном берегу реки Кама, 170 дней в году тут держится снежный покров, 22 дня бушуют грозы, 70 дней идут дожди. Всё остальное время солнечно, а в июле даже тепло - средняя температура макушки лета +18 градусов по шкале Цельсия. Поездом от Перми до столицы ехать без малого сутки, самолетом лёту два часа. Автодорогой расстояние не котируется, поскольку между Москвой и Камой лежит почти не проезжая полоса тяжелого Нечерноземья. Но если взять за образец Бильбао, где искусство сыграло роль развивающего экономического кластера, то почему бы и нет? В Перми, в отличие от Бильбао, не стали тратиться на создание специальных архитектурных локаций. Просто расконсервировали здание речного вокзала, закрытого по причине аварийного состояния. Разместили там учреждение "Государственный музей современного искусства PERMM". Стены-потолки красить не стали, задрапировали кое-где черными вуалями. Через белые опавшая штукатурка просвечивает, а через черные - нет. На парапете набережной прямо под окнами музея разместили лозунг "Счастье не за горами". И народ поверил. Конструкцию из семнадцати плоских букв красного цвета создал российский художник Борис Матросов еще в 2005 году для подмосковного фестиваля ландшафтных объектов. В Перми изделие пригодилось спустя четыре года. Объект установили временно, в рамках public-art-программы PERMM. Музей создавался как опорная площадка под амбициозный "Пермский культурный проект". Закоперщиком губернатор края Олег Чиркунов пригласил Марата Гельмана. Известный галерист взбунтовал город, обрел репутацию одиозного деятеля всякой культуры и, так уж вышло, нашел тут личное счастье. Спустя еще четыре года проект свернулся. Полумятежный губернатор, не пожелавший вступить в правящую партию, к тому времени уже уехал во Францию, где занялся виноделием. Марат Гельман вывез личное счастье за пределы отечества. Музей PERMM из аварийного речного вокзала переместился в помещение покрепче - бывший магазин бытовой техники. А фраза из семнадцати букв осталась на парапете набережной как символ мечты обманувшегося города и, по мнению знатоков актуального искусства, является теперь самым известным в России ландшафтным арт-объектом. Обломки "Пермской культурной революции" долго лежали и сейчас еще лежат по всему городу. Сохранились жук-скарабей, поленница Полисского на привокзальной площади, сложенный из кирпича огрызок яблока, навзничь павшая ВЛАСТЬ-скамейка под окнами краевого парламента. Красные человечки, выбесившие нового губернатора, пропали. Хозяин края, заменивший Олега Чиркунова, велел убрать их, не дожидаясь естественного износа. Заменили их фанерным муляжом ордена Ленина, да и муляж потом куда-то снесли. А "Счастье" выстояло. Снялось в кино. В художественном фильме "Географ глобус пропил" ему досталась эпизодическая роль. В сериале "Реальные пацаны" арт-объект стал визуальным лейтмотивом первых четырех сезонов. Ни один репортаж о Перми и теперь не обходится без цитаты с набережной. В чем сила букв? Метод доктора лингвистики Ирины Юрьевны Черепановой позволяет измерить суггестию культовой фразы. Авторская компьютерная программа "Словодел" выдает характеристику "Дельта-плюс текст. Усыпляет сознание, способствуя воздействию на подсознание при помощи ритмической составляющей. Вводит в транс.
Аудиовизуальное восприятие - красный". То есть, Матросов в цвет сразу попал, без лингвистов.
Программа выдает еще и количественные характеристики ритма, и дельты, и плюса, и даже интенсивности цвета. Все показатели предельно высокие. Поверив алгеброй гармонию, понимаем, почему пермяки так упорно держатся за невнятное обещание. Полагают, счастье не за горами, а где-то тут, и будто бы вот-вот случится. Идут снега, катятся мимо арт-объекта воды, летят минуты, дни, года. Что ж оно, где? Сколько ждать? Это как с автобусом, если долго нет, значит скоро будет. Третий по счету губернатор, местный уроженец, был почти ещё мальчишкой, когда Олег Чиркунов и Марат Гельман затевали бильбао по-пермски. Дельта-плюс ритмы глубоко проникли в его юношеское подсознание. Придя к власти, руководитель задумал первым делом перенести центр города Перми из его нынешнего места поближе к арт-объекту. Ради этого пришлось ликвидировать участок Горнозаводской железной дороги, нарушив тем самым сложившуюся транспортную систему краевого центра, да и всего региона.
Затем губернатор распорядился выкупить завод, из окон которого виден арт-объект и превратить предприятие в парк-музей. Завод выкупили, производство остановили, рабочих отправили на биржу. Но тут губернатора отозвали в Москву руководить министерством экономики. Новая культурная революция захлебнулась. А счастье всё там - не за горами.
Оно как морковка на удочке, что висит перед мордой ишака. Беги-не беги, не укусишь. Будучи членом совета по культуре при губернаторе, который покусился на железную дорогу, я имела удовольствие присутствовать на презентации проекта нового центра города Перми. Центром центра должен стать бывший завод. На месте цехов развернутся художественные мастерские, театры, галереи, шоурумы, заколосится парк с прудом и стадион. Прошло два года. "Пермское счастье" так и не вышло из-за гор. Предвкушение прокисло. Обещанного терпеливо ждут три года, а спустя десять лет есть смысл перейти горы, чтобы узнать, есть ли смысл. Существует традиция, уезжая из Перми, сниматься на память на фоне "Счастья".
Мы и не заметили, как появилась традиция уезжать из Перми. Узнавая все новые имена уехавших или готовых к отъезду, я вижу - город мой уже наполовину пуст. Да и сама я не жалею, что уехала. Главное в погоне за счастьем - выбрать верное направление и не вестись на морковку.